УДК
629.113-598.001.66
В
.
А
.
К и м
, A. A.
П о л у н г я н
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УДАРНОГО
НАГРУЖЕНИЯ ШАРНИРНОГО ПАЛЬЦА
СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА СЕДЕЛЬНОГО
АВТОПОЕЗДА
Разработана математическая модель процесса торможения ав
-
топоезда
,
и и
cc
ледовано ударное нагружение пальца шарнирно
-
седельного устройства при различных режимах торможения авто
-
поезда
.
Безопасность движения автотранспортных средств
(
АТС
)
во мно
-
гом определяется устойчивостью курсового движения при торможе
-
нии
,
поэтому исследование процесса торможения седельного автопо
-
езда с его специфическими особенностями
—
это актуальная задача
.
Особенностью динамики торможения автопоезда является возникнове
-
ние ударных явлений между его звеньями
,
которые при определенных
условиях могут существенно ухудшить устойчивость
AT
С при тормо
-
жении
.
Наибольшая вероятность возникновения ударного нагружения
шарнирной связи седельного автопоезда появляется при экстренном
торможении АТС
,
когда существует разница во времени срабатывания
тормозных механизмов тягача и полуприцепа
.
Практика эксплуатации седельных автопоездов показывает
,
что за
-
паздывание срабатывания тормозных механизмов полуприцепа
(
при
-
цепа
)
по отношению к тягачу носит регулярный характер
,
поэтому во
-
дители часто предпринимают неадекватные меры для повышения бе
-
зопасности
:
отключают тормоза передней оси тягача
,
если предусма
-
триваются рейсы в сложных дорожных условиях и с полной загрузкой
полуприцепа
.
Исследованиями установлено
,
что время запаздывания тормозных
механизмов полуприцепа по отношению к тягачу может составить бо
-
лее
0,6
с
,
это объясняется тем
,
что масса полуприцепа
(
прицепа
)
суще
-
ственно превышает массу тягача
,
вследствие чего тормозные накладки
у полуприцепа изнашиваются более интенсивно
,
чем у тягача
,
а вре
-
мя срабатывания тормозов полуприцепа существенно возрастает
,
и это
служит причиной возникновения ударного импульса
,
воспринимаемо
-
го шарнирным пальцем тягово
-
сцепного устройства автопоезда
.
При наиболее неблагоприятных условиях торможения АТС
,
напри
-
мер по опорной поверхности типа микст
(
международный термин
“
µ
-
split”),
т
.
е
.
при значительной разнице коэффициентов сцепления колес
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 51