Для определенности предположим
,
что типоразмеры шин автопо
-
езда и их характеристики одинаковы
.
Тогда
,
в первом приближении
,
можно ввести коэффициент восстановления колес
K
послеударного
нагружения седельного автопоезда
.
Например
,
K
= 0
,
26
[2].
Однако
,
как показывают исследования
,
значения коэффициента
K
могут зави
-
сеть от характеристик подвески
,
шин
,
опорной поверхности
,
массо
-
геометрических параметров системы и других
,
т
.
е
.
требуют экспе
-
риментального определения
,
основанного на том
,
что коэффициент
восстановления недеформированного состояния
—
это отношение им
-
пульса мгновенных сил конца удара к импульсу мгновенных сил начала
удара
(0
≤
К
≤
1)
.
С учетом принятых допущений
,
обобщенные скорости автопоезда
до ударного процесса равны
:
˙
q
∗
1
,
˙
q
∗
2
,
˙
q
∗
3
,
˙
q
∗
4
.
Скорости восстановления
(“
отскока
”)
в конце удара определятся как
K
˙
q
∗
1
,
K
˙
q
∗
2
,
K
˙
q
∗
3
,
K
˙
q
∗
4
.
Так как скорость восстановления всегда противоположна скорости
удара
,
то скорость автопоезда после удара с некоторым упрощением
,
можно определить по формулам
:
˙
q
1
,
0
= ˙
q
∗
1
−
sign( ˙
q
∗
1
)
|
˙
q
∗
1
|
K
;
˙
q
2
,
0
= ˙
q
∗
2
−
sign( ˙
q
∗
2
)
|
˙
q
∗
2
|
K
;
˙
q
3
,
0
= ˙
q
∗
3
−
sign( ˙
q
∗
3
)
|
˙
q
∗
3
|
K
;
˙
q
4
,
0
= ˙
q
∗
4
−
sign( ˙
q
∗
4
)
|
˙
q
∗
4
|
K.
(13)
В идеале при прямолинейном движении для обеспечения устой
-
чивости движения АТС необходимо выполнение условий
:
ϕ
1
→
0
,
ϕ
2
→
0
,
|
ϕ
2
−
ϕ
1
|
= 0
,
а при торможении с начальными значениями
углов продольных осей звеньев поезда
,
условие отсутствия складыва
-
ния звеньев поезда обеспечивается при
|
ϕ
2
| − |
ϕ
1
|
=
const.
В любом случае критерием оптимального торможения прямолиней
-
ного или криволинейного движений автопоезда является отсутствие
скольжения колеса относительно опорной поверхности
.
Скольжение
колес относительно опорной поверхности можно выявить по отрица
-
тельным знакам производных реакций связей колес
[3],
а предельные
величины реакций связей оценить по условиям сцепления колес с опор
-
ной поверхностью
.
Таким образом
,
для исследований ударного процесса звеньев се
-
дельного автопоезда с помощью уравнений
(12)
необходимо добавить
следующие начальные условия
:
58 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2