Рис
. 2.
Осциллограмма изменения параметров торможения автомобиля
:
а
, b
—
изменение фактически реализуемых колесами моментов с дисковым и бара
-
банным тормозными механизмами
;
а
0
,
b
0
—
изменение угловых скоростей вращения
колес автомобиля с дисковым и барабанным тормозными механизмами
В результате экспериментальных исследований торможения седель
-
ных автопоездов установлено
,
что процесс торможения можно условно
разбить на четыре этапа
(
см
.
осциллограмму записи параметров тормо
-
жения
,
рис
. 2).
Основная характеристика первого этапа
—
это скорость начала тор
-
можения автопоезда
,
от которой зависят все последующие показатели
процесса торможения АТС
.
Второй этап характеризуется формирова
-
нием моментов в тормозных механизмах
,
а их реализация происходит в
контакте колес с опорной поверхностью
.
Причем
,
на данном этапе
,
мо
-
менты
,
реализуемые колесами
,
равны моментам
,
формируемым в тор
-
мозном механизме
.
Отметим
,
что характер формируемых моментов зависит от водите
-
ля
,
конструкции привода
,
состояния тормозных механизмов и других
условий
,
а реализуемый
—
от коэффициентов сцепления колес с опор
-
ной поверхностью
.
Третий этап соответствует переходному процессу
,
в котором форми
-
руемый момент превышает момент
,
фактически реализуемый колеса
-
ми
,
вследствие чего происходит блокировка тормозящих колес
.
В свою
очередь
,
блокировка колес приводит к скольжению их пятен контактов
и к снижению коэффициентов сцеплений
.
Таким образом
,
рассматрива
-
емый этап характеризуется колебательным характером изменения реа
-
лизуемых колесами моментов
,
который объясняется не полной реали
-
зацией формируемых тормозами моментов
.
Третий этап ограничен коротким интервалом времени и составляет
сотые доли секунды
.
Кроме того
,
этап торможения не имеет выражен
-
ной потери кинематических связей
,
налагаемых на колеса АТС опорной
поверхностью
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 53