В результате обучения по моделям (4) и (5) находим параметры
сети, удовлетворяющие базе знаний с требуемым качеством обучения
(см. рис. 3).
Проведенные исследования показывают, что между термогазоди-
намическими и механическими параметрами двигателя существуют
нечеткие корреляционные связи, имеющие различную динамику в кон-
кретных диагностических ситуациях. При этом для различных ситуа-
ций развития неисправностей наблюдается разная динамика нечетких
корреляционных связей между нечеткими параметрами двигателя по
мере наработки, обусловленная появлением или исчезновением раз-
нообразных, воздействующих на ТС ГТД, факторов. Следовательно,
в любое рассматриваемое время эксплуатации состояние двигателя
характеризуется нечеткой группой параметров, на значениях которых
отражаются воздействующие факторы. Такое обстоятельство опреде-
ляет необходимость применения нечеткого корреляционного анализа,
анализ позволяет выбрать более адекватную модель ТС.
Модель (линейная и нелинейная) ТС можно выбирать с помощью
анализа результатов комплексного сравнения значений нечетких кор-
реляционных коэффициентов
˜
r
xy
и нечетких корреляционных отноше-
ний
˜
ρ
y/x
. При этом возможны следующие случаи:
˜
y
не зависит от
˜
x
, то
˜
ρ
y/x
= ˜0
(нечеткий нуль);
между
˜
y
и
˜
x
существует нечеткая линейная функция
˜
r
xy
= ˜
ρ
y/x
= ˜1
(нечеткая единица);
между
˜
y
и
˜
x
— нечеткая нелинейная функция
˜
r
xy
.
˜
ρ
y/x
= ˜1
;
между
˜
y
и
˜
x
существует линейная регрессия, но нет функциональ-
ной зависимости,
˜
r
xy
= ˜
ρ
y/x
.
˜1
;
между
˜
y
и
˜
x
существует нелинейная регрессия, но нет функцио-
нальной зависимости,
˜
r
xy
.
˜
ρ
y/x
.
˜1
, где
.
,
=
— нечеткие отношения,
которые определяются значениями функций принадлежностей
μ
(
r
xy
)
и
μ
(
ρ
y/x
)
.
Значения
˜
r
xy
и
˜
ρ
y/x
могут быть оценены следующим образом:
˜
r
xy
=
˜
R
˜
R
x
˜
R
y
; ˜
ρ
y/x
=
s
1
−
˜
σ
2
y/x
˜
σ
2
y
,
где
˜
R
=
X
˜
x
˜
y
−
1
n
X
˜
x
X
˜
y
; ˜
R
x
=
s X
˜
x
2
−
1
n
X
˜
x
2
;
˜
R
y
=
s X
˜
y
2
−
1
n
X
˜
y
2
;
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 105