В результате проведенных исследований для изменяющегося ТС
рассматриваемого двигателя была выявлена определенная динамика
изменения значений коэффициентов регрессии. Для третьего этапа
получены следующие допуски на коэффициенты регрессии (коэф-
фициенты влияния различных параметров на вибрацию) линейного
многомерного регрессионного уравнения (12): частота вращения дви-
гателя —
(1
,
33
. . .
1
,
96)
∙
10
−
2
, давление топлива —
(2
,
8
. . .
3
,
7)
∙
10
−
2
,
расход топлива —
(0
,
5
. . .
1
,
1)
∙
10
−
3
, температура газов за турбиной —
(2
,
1
. . .
3
,
2)
∙
10
−
3
C, давление масла — 0,289. . . 0,374, температура мас-
ла — 0,026. . . 0,084, вибрация передней опоры — 0,22. . . 0,53, давление
атмосферы — 1,44. . . 3,62, температура атмосферы —
(
−
4
,
1
. . .
−
2
,
9)
×
×
10
−
2
, скорость полета (число Маха полета) — 1,17. . . 1,77, высота
полета —
(0
,
1
. . .
0
,
2)
∙
10
−
3
. В пределах указанных допусков была про-
ведена аппроксимация текущих значений коэффициентов регрессии
полиномами второй и третьей степени с помощью МНК и с использо-
ванием кубических сплайнов.
Заключение.
1. Предложен подход комбинированного диагности-
рования ТС ГТД, основанный на оценивании параметров двигателя
с помощью методов Soft Computing (нечеткой логики и нейронных
сетей) и конфлюентного анализа.
2. Показано, что применение методов Soft Computing в распознава-
нии ТС ГТД имеет определенные преимущества по сравнению с тради-
ционными вероятностно-статистическими подходами. Прежде всего,
это связано с тем, что предложенные методы могут быть использованы
независимо от вида распределения параметров работы ГТД. Тем более,
что на ранней стадии работы двигателя, из-за ограниченного объема
информации, вид распределения параметров трудно установить.
3. Проведенные исследования указывают на неустойчивую дина-
мику характера законов распределения параметров ГТД при его уста-
новившемся режиме работы, что требует дифференцированного при-
менения методов Soft Computing по мере увеличения наработки дви-
гателя.
4. В результате анализа установлено, что между термогазодинами-
ческими и механическими параметрами двигателя существуют нечет-
кие связи, имеющие различную динамику в конкретных диагности-
ческих ситуациях; для различных ситуаций развития неисправностей
наблюдается разная динамика нечетких связей между нечеткими пара-
метрами двигателя по мере наработки, обусловленная появлением или
исчезновением воздействующих на ТС ГТД факторов. Следовательно,
в любое рассматриваемое время эксплуатации состояние двигателя
характеризуется нечеткой группой параметров, на значениях которых
отражается наличие воздействующих факторов, которые имеют нечет-
кие характеристики.
110 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2