Следовательно, на первом этапе процесса диагностирования (в на-
чале эксплуатации), когда исходная информация недостаточна и не-
четка, ТС ГТД оценивают с помощью методов нечеткой логики и
нейронных сетей. Несмотря на грубые оценки параметров ТС ГТД,
преимуществом этого этапа является возможность создания первона-
чального образа двигателя по неопределенной информации.
Одним из методов оценки технического состояния авиационных
ГТД, применяющихся в нашей и зарубежной практике, является кон-
троль уровня их вибраций и анализ тенденции изменения этого уровня
в процессе эксплуатации. Примеры применения различных математи-
ческих моделей, описываемых уравнениями регрессии, для оценки ТС
авиационных ГТД имеются в работах [4, 5].
Рассмотрим математическую модель вибросостояния авиационно-
го ГТД, описываемого нечеткими регрессионными уравнениями:
˜
Y
i
=
n
X
j
=1
˜
a
ij
˜
x
j
;
i
= 1
, m
;
(1)
˜
Y
i
=
X
r,s
˜
a
rs
˜
x
r
1
˜
x
s
2
;
r
= 1
, l
;
s
= 0
, l
;
r
+
s
≤
l,
(2)
где
˜
a
ij
и
˜
a
rs
— искомые нечеткие параметры.
Ставится задача определения нечетких значений параметров урав-
нений
˜
a
ij
(1) и
˜
a
rs
(2) на основе статистических экспериментальных
нечетких данных процесса, т.е. входных
˜
x
j
и
˜
x
1
,
˜
x
2
и выходных
˜
Y
i
координат модели.
Рассмотрим решение данных задач с использованием нечеткой ло-
гики и нейронных сетей [6–8].
Нейронная сеть (НС) состоит из соединенных между собой набо-
ров нечетких нейронов. При использовании НС для решения урав-
нений (1) и (2) входными сигналами сети являются соответственно
нечеткие значения переменной
˜
X
= (˜
x
1
,
˜
x
2
, . . . ,
˜
x
n
)
,
˜
X
= (˜
x
1
,
˜
x
2
)
, а
выходом —
˜
Y
.
В качестве параметров сети выступают нечеткие значения параме-
тров
˜
a
ij
и
˜
a
rs
. Представим нечеткие переменные в треугольной форме,
функции принадлежности которых вычисляются по формуле
μ
(
x
) =
1
−
(ˉ
x
−
x
)
/a,
если
ˉ
x
−
α < x <
ˉ
x
;
1
−
(ˉ
x
−
x
)
/β,
если
ˉ
x < x <
ˉ
x
+
β
;
0
,
иначе
.
При решении задачи идентификации параметров
˜
a
ij
уравнения (1)
и
˜
a
rs
уравнения (2) с использованием НС основной проблемой являет-
ся обучение последних. Для обучения значений параметров восполь-
зуемся
α
-срезом [8].
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 101