показателям их систем жидкостного охлаждения. Это во многом определя-
ет динамические характеристики системы автоматического регулирования
теплового состояния (САРТ) ДВС. Важным свойством САРТ должна быть
инвариантность по отношению к возмущающим воздействиям — нагрузке и
положению педали акселератора. Техническая реализация подобной САРТ
возможна на основе электроуправляемого вентилятора и средств автоэлек-
трики и микропроцессорной техники. Авторами на основе предложенной
динамической модели процессов жидкостного охлаждения транспортного
ДВС исследуются пути оптимизации САРТ с использованием идентифика-
тора — наблюдателя в составе ее регулятора.
В докладе В.Н. Тимофеева (Чув. ГУ) рассмотрен синтез исполнительных
устройств быстродействующих регуляторов для систем охлаждения дизелей.
Для синтеза исполнительных механизмов (ИМ) использованы электродвига-
тели постоянной скорости, электронагреватели, термоэлектрические элемен-
ты. В ИМ транспортных дизелей находят применение твердые наполнители.
При ряде достоинств они имеют большую инерционность и трудно подда-
ются автоматизации. Поэтому предлагается использовать для нагрева или
охлаждения твердого наполнителя по заданной программе дополнительный
элемент в виде электронагревателя или термоэлектрического элемента, что
дает возможность создать систему с комбинированным регулированием. Тер-
морегулятор становится быстродействующим и программируемым, при этом
увеличивается качество регулирования. При выборе регулирующего орга-
на (РО) необходимо обратить особое внимание на подбор его статической
характеристики, так как от этого зависят качество и стабильность работы
всей CAP. В ИМ использованы двухклапанные с внутренним расположени-
ем клапанов, двухклапанные двухседельные, вращающиеся трехходовые РО.
Кроме того, предложены РО с поворотным распределителем потоков жид-
кости, т.е. с вращающимся четырехходовым клапаном, имеющие меньшие
габаритные размеры, массу и стоимость, б´ольшую надежность, лучшие ста-
тические характеристики. В результате синтеза исполнительного устройства
достигается отыскание его рациональной структурной схемы, конструкции
и установление оптимальных параметров.
В дискуссии по докладам активное участие приняли профессора Л.В. Гре-
хов, С.В. Гусаков, В.И. Ерохов, Р.З. Кавтарадзе, В.А. Марков, Н.Н. Патрахаль-
цев, В.И. Толшин, Ю.Е. Хрящ¨ев, Б.Я. Черняк, другие участники семинара.
В заключение работы ВНТС была принята резолюция, проведен обмен
научной информацией, намечены пути дальнейшей работы.
Ученый секретарь ВНТС, канд.
техн. наук В.И. Шатров
122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4