добиться низкой эмиссии вредных веществ и высоких эффективных пара-
метров двигателя такого типа в широком диапазоне изменения нагрузочно-
скоростных режимов работы можно только с применением обратной связи
по началу самовоспламенения топливовоздушной смеси. Проведен анализ
применимости различного типа датчиков для этих целей.
В докладе Ю.Е. Драгана (ВлГУ) рассмотрены основные результаты ра-
боты по созданию аккумуляторной топливной системы высокооборотного
автомобильного дизеля ЗМЗ-514.10. Разработаны математические модели
гидродинамических процессов в электрогидравлических форсунках (ЭГФ),
в которых учтена сжимаемость топлива как функция его давления, а так-
же деформация штанги, применяемой для соединения иглы распылителя с
мультипликатором запирания. Функциональная зависимость коэффициента
сжимаемости топлива от давления получена М.Н. Рахметуллаевым (см. сле-
дующий доклад). Для учета деформации штанги предложен коэффициент,
отражающий зависимость изменения исходного расчетного объема упра-
вляющей камеры от давления топлива. Расчеты показали, что погрешно-
сти определения времени начала подачи управляющего сигнала до начала
подъема иглы ЭГФ могут достигать 38% для различных давлений в ак-
кумуляторе при упрощенных расчетах, не учитывающих указанных факто-
ров. Основным инструментом регулирования производительности комплекта
ЭГФ для подготовки к моторным испытаниям является подбор эффектив-
ных проходных сечений
μF
входных жиклеров управляющей камеры при
сохранении значений
μF
выходных жиклеров. Расчеты показывают, что в
пределах разброса опытных значений
μF
входных жиклеров задержки на-
чала подъема иглы достигают 80%. Поэтому для практической реализации
должны быть обеспечены жесткие допуски на проходные сечения жикле-
ров, а также, возможно, и селективная сборка форсунок по этим параме-
трам.
М.Н. Рахметуллаев (НИКТИД, г. Владимир) посвятил свое выступление
исследованию влияния коэффициента сжимаемости топлива на гидродина-
мические процессы в ЭГФ. В математических моделях гидродинамических
процессов в топливной аппаратуре, предназначенной для реализации вы-
сокого давления впрыскивания (порядка 150МПа), значение коэффициента
сжимаемости топлива обычно принимается постоянным. Для более точного
учета этого параметра при разработке аккумуляторной топливной системы
для автомобильного дизеля был выполнен физический эксперимент, в ко-
тором топливо сжималось до 165МПа и учитывалась деформация специ-
ально изготовленного толстостенного аккумулятора. В результате получена
зависимость для коэффициента сжимаемости топлива как функция давления
β
=
f
(
p
z
)
в виде
β
= 1
∙
10
−
26
p
2
−
4
,
527
∙
10
−
18
p
+ 6
,
7356
∙
10
−
10
, 1/Па, где
p
— давление топлива в аккумуляторе. Оценка влияния коэффициента сжима-
емости топлива на гидродинамические процессы в ЭГФ была проиллюстри-
рована на примере расчета времени от начала подачи управляющего сигнала
до начала подъема иглы распылителя. Показано, что для давлений в аккуму-
ляторе от 40 до 80МПа использование в упрощенном расчете постоянного
значения коэффициента сжимаемости топлива приводит к погрешности в
среднем на 31%.
118 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4