приборов (в том числе уже имеющихся) и микрокалькулятора, на который
через преобразователи должны постоянно поступать следующие сигналы:
данные по частоте вращения дизеля, давлению наддувочного воздуха, да-
влению конца сжатия и максимальному давлению в цилиндре, температуре
перед цилиндрами, температуре ОГ перед турбиной (все перечисленные —
от штатных измерительных устройств) и дополнительно — по содержанию
кислорода в ОГ (от
λ
-зонда). Для судов, имеющих первую степень автома-
тизации, процесс контроля полностью автоматизируется с использованием
предупредительной сигнализации. Все это позволяет рекомендовать пред-
ложенную авторами методику в качестве альтернативной для мониторинга
оксидов азота при эксплуатации на судне четырехтактного дизеля.
В докладе В.И. Толшина, А.Ю. Минаева, В.А. Зяброва (МГАВТ) предло-
жена система диагностики воздухоснабжения судового четырехтактного ди-
зеля, позволяющая обеспечивать диагностику надежности дизеля в условиях
эксплуатации и контролировать в реальном масштабе времени фактическое
состояние компрессора, т.е. характеристику работы в каждый момент вре-
мени и запас по помпажу. В основу расчета надежности судового дизеля в
условиях эксплуатации положен усредненный показатель теплонапряженно-
сти по критерию Овсянникова, который с определенной долей точности мож-
но рассматривать как величину, обратно пропорциональную долговечности.
В связи с дороговизной известных систем диагностики дизелей их нецеле-
сообразно устанавливать на небольших судах прибрежного плавания. Пред-
лагаемое устройство включает в себя стандартные датчики расхода топлива
и частоты вращения, информация от которых поступает в расчетный блок с
предварительно введенной характеристикой контролируемого компрессора.
Определив приведенные расход воздуха и степень повышения давления в
компрессоре, расчетный блок находит точку, в которой в данный момент ра-
ботает компрессор, достраивает эквидистантную кривую частоты вращения
компрессора до линии помпажа и определяет запас по помпажу на данном
режиме работы компрессора. При значении запаса по помпажу меньше кри-
тического расчетный блок подает сигнал к исполнительным механизмам,
предпринимающим действия к предотвращению помпажа. В предлагаемой
модели для диагностики дизеля с турбонаддувом используется
λ
-зонд, изме-
ряющий концентрацию кислорода в ОГ дизеля.
С докладом “Усовершенствование аппарата FUZZY-логики в управлении
дизелем” выступили Ю.Е. Хрящ¨ев, В.В. Кирик, А.А. Третьяков (ЯГТУ). На
практике нечеткое управление (fuzzy-логика) в своем классическом варианте
показало себя очень ресурсоемким. Алгоритм при частоте регулятора свыше
100 Гц не успевает отрабатывать возмущения вследствие длительного пе-
ресчета. Выяснено также, что наличие в программе цикла интегрирования
при вычислении средневзвешенного значения выходных функций принад-
лежности снижает быстродействие программы. Предложен алгоритм, в ко-
тором начальный этап преобразования входного сигнала ошибки в выходной
управляющий сигнал остается без изменения, а вместо выходных функций
принадлежности используются линейные выходные функции. В этом слу-
чае цикл интегрирования по количеству значений, определяемому шагом
112 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4