В.И. Ерохов, A.M. Ревонченков (МГТУ “МАМИ”), И.Ф. Ревонченкова
(ИПУ РАН) представили доклад “Нейронный алгоритм в системах упра-
вления ДВС с принудительным воспламенением”. Предложен комбиниро-
ванный способ организации рабочего процесса современного двигателя,
обеспечивающий надежное и эффективное воспламенение бедной горючей
смеси вблизи ВМТ, уменьшение продолжительности процесса сгорания,
повышение максимального давления, термического КПД и температуры
рабочего цикла. Показано, что снижение вредных выбросов современных
ДВС на основе нейротехнологий системы управления ДВС может достигать
50%. Новый метод организации рабочего процесса ДВС обеспечивает уве-
личение термического КПД на 4,75%, снижение удельного расхода топлива
достигает 8%.
Доклад В.А. Маркова, А.Г. Кузнецова, И.В. Станкевича, В.И. Шатрова,
Е.Е. Полухина, М.И. Шленова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) посвящен разра-
ботке математических моделей для расчета переходных процессов транс-
портных дизелей. Модели представляют собой систему нелинейных диф-
ференциальных уравнений основных элементов комбинированного ДВС.
Основные зависимости для параметров двигателя описаны полиномами,
построенными путем обработки экспериментальных данных по исследуе-
мым дизелям — КамАЗ-740 (8ЧН12/12) и Д-245 (4ЧН11/12,5), полученных
на различных скоростных и нагрузочных установившихся режимах. Кроме
этих зависимостей, построены полиномы, описывающие зависимости вы-
бросов токсичных компонентов ОГ и их дымности от параметров дизеля.
Эта система уравнений дополнена уравнением регулятора, реализующего
ПИД-закон регулирования. Проведены расчетные исследования по опреде-
лению оптимальных параметров регулятора частоты вращения и устройства
управления углом опережения впрыскивания топлива (УОВТ).
В докладе В.В. Фурмана (ППП “Дизельавтоматика”, г. Саратов) “Пробле-
мы разработки системы управления газотурбовоза” представлены основ-
ные технические характеристики опытного маневрового газотурбовоза
ТГЭМ10 и его газотурбинного двигателя ГТД-1000, работающего на ком-
примированном природном газе. Разработанная микропроцессорная система
управления газотурбовозом состоит из: блока управления газотурбовозом;
блока управления ГТД; блока управления возбуждением тягового гене-
ратора и тяговых электродвигателей; блока управления бортовой сетью;
блока питания; жидкокристаллического дисплея; устройства ввода-вывода
информации; бортового компьютера Gersys ВС-4301. Основные функции,
выполняемые системой управления, — подготовка ГТД к запуску и холодной
прокрутке; холодная прокрутка ГТД; пуск ГТД; управление ГТД по заданной
локомотивной характеристике; работа ГТД на холостом ходу; ограничение
максимальной подачи топлива; ограничение минимальной подачи топлива
при сбросе нагрузки ГТД; ограничение максимальных значений температуры
газов за турбиной низкого давления, частоты вращения ротора турбины вы-
сокого давления, ограничение частоты вращения ротора турбины низкого да-
вления, мощности ГТД; ограничительная защита при повышении вибрации
ротора; нормальная остановка ГТД; аварийная остановка ГТД; управление
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4 115