Тема доклада В.В. Курманова (ОАО “ЯЗДА”), О.В. Олисевича (ФГУП
“НАМИ”), С.Д. Скороделова (ГТУ “МАДИ”) — “Математическое моделиро-
вание работы ЭГФ с разгруженным от давления топлива управляющим кла-
паном”. С учетом принятых допущений математическая модель описывается
уравнениями объемного баланса топлива в полостях форсунки, а также урав-
нениями динамического равновесия иглы распылителя форсунки, управля-
ющего электромагнитного клапана и связанных с ними подвижных частей.
Программа гидродинамического расчета данной топливной форсунки соста-
влена из условий обеспечения точности расчета и уменьшения шага расчета
в зависимости от продолжительности управляющего импульса. Программа
экспериментальных исследований ЭГФ включала в себя определение следу-
ющих параметров: требуемых характеристик электромагнита; характеристик
дозирования топлива; гидравлического КПД форсунки; динамических пара-
метров работы топливной форсунки; расходных характеристик форсунки.
Расхождение между расчетными и экспериментальными значениями цикло-
вых подач при изменении давления в аккумуляторе от 30 до 120МПа и
диапазоне продолжительности управляющего импульса
τ
= 1
,
5
. . .
2
,
0
мс не
превышает 5,5%, что позволяет использовать разработанную математиче-
скую модель и программу гидродинамического расчета анализа аккумуля-
торных топливных систем сложных конструкций.
Группа авторов — Н.А. Иващенко, В.А. Марков, А.А. Зенин, Д.А. Коршу-
нов, А.А. Ефанов (МГТУ им. Н.Э. Баумана), С.Н. Девянин (МГАУ им. В.П. Го-
рячкина) — выступила с докладом “Оптимизация состава смесевого био-
топлива на основе рапсового масла для транспортного дизеля”. Исследования
дизеля Д245.12С (4ЧН11/12,5) проводились на моторном стенде АМО “ЗиЛ”
на режимах 13-ступенчатого испытательного цикла ЕСЕ R49 для оценки ток-
сичности ОГ для четырех типов топлива: чистое ДТ и его смеси с рапсовым
маслом (РМ) в соотношениях: 4:1, 3:2, 2:3. УОВТ оставался постоянным и
равным
θ
= 13
◦
п.к.в. до ВМТ. Сравнение токсичности ОГ и топливной
экономичности дизеля, работающего на исследуемых топливах, проведено
с использованием относительного обобщенного критерия оптимальности,
представляющего собой отношение обобщенного критерия, полученного для
данного смесевого топлива, к значению этого критерия, соответствующему
работе на дизельном топливе. Результаты расчета свидетельствуют о том,
что минимум относительного обобщенного критерия
J
o
= 0
,
889
достига-
ется при работе дизеля Д-245 на смеси, содержащей 60% ДТ и 40% РМ.
При таком составе смесевого топлива обеспечивается наименьшая дымность
ОГ, выполняются требования норм EURO-2 по всем газообразным токсич-
ным компонентам, за исключением выбросов оксидов азота, оказавшихся
равными
e
NO
x
пр
= 7
,
031
г/(кВт
∙
ч), что примерно равно требуемым выбро-
сам
e
NO
x
пр
= 7
,
0
г/(кВт
∙
ч) норм EURO-2. Их разница составляет 0,45%, что
меньше погрешности определения эмиссии этого токсичного компонента.
Доклад А.И. Гайворонского, A.M. Савенкова (ОАО “ВНИИГАЗ”),
В.А. Маркова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) посвящен использованию диме-
тилового эфира в качестве запального топлива в дизелях, работающих на
альтернативных топливах. Исследован двигатель ЯМЗ-236 НЕ (6ЧН13/14),
работающий как на ДТ, так и на природном газе (ПГ), воспламеняющемся
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4 119