интегрирования, заменяется циклом суммирования по количеству выходных
функций.
Ю.Е. Хрящ¨ев, А.Е. Ражев, А.В. Федоров (ЯГТУ) представили доклад
“Электронная система управления (ЭСУ) холодным пуском автомобильного
дизеля”, в котором приведено описание системы, разработанной на основе
электрофакельного устройства. С помощью ЭСУ осуществляется пуск и
обеспечивается начало устойчивой работы дизеля. Приведены алгоритмы и
описана аппаратная часть. В качестве исполнительного устройства приме-
нен электроуправляемый клапан, позволяющий организовать пульсирующее
дозирование топлива. Система апробирована на дизелях ЯМЗ, оснащенных
ЭСУ. В результате повышена надежность пуска дизеля.
“Особенности управления дизель-генераторной установкой, оснащен-
ной системой управления ЭСУ-1Г” — тема выступления Ю.Е. Хрящ¨ева,
P.O. Антошина, М.В. Тихомирова (ЯГТУ, ОАО “ЯЗДА”). Освещены про-
блемы конверсии автомобильных дизелей в промышленные, особенности
первичных дизелей генераторных установок. Рассмотрены современные
требования к качеству электрической энергии, промышленным дизелям и
системам автоматического регулирования (CAP) частоты вращения (ГОСТ
13822-82, ГОСТ 10150-88, ГОСТ 10511-83). С помощью обычного алго-
ритма, в основе которого используется традиционный ПИД-регулятор, не
удается стабилизировать работу системы. Применен специальный алгоритм
управления, позволяющий улучшить качество переходных процессов. Ре-
зультаты проведенных исследований подтверждены экспериментально.
“Новое в использовании пьезоактюаторов для создания микроэлек-
тронных систем управления топливоподачей ДВС” — тема выступления
Э.В. Широких, В.Е. Кузина, А.Д. Головачева (КИ МГОУ). Предложено в ка-
честве привода исполнительных устройств элементов систем топливоподачи
использовать погружной пьезоактюатор (ПА) объемного принципа действия
(ОПД). Приведены принципы работы, расчетно-экспериментальная оценка
возможности реализации ОПД и преимущества такого ПА по сравнению
с традиционно используемым ПА осевого перемещения, а также резуль-
таты экспериментального определения пьезоэлектрических характеристик
погружных пьезоэлементов из различных пьезоэлектрических материалов.
Представлены запатентованные конструктивные схемы элементов систем и
исполнительных устройств с приводами на основе погружных ПА ОПД,
используемых в микроэлектронных системах управления топливоподачей
в ДВС.
А.Б. Смирнов (ГТУ “МАДИ”) выступил с докладом “Практическая ре-
ализация нейронного управления двигателем”. На основе проведенных ис-
следований получены следующие основные результаты: показана возмож-
ность реализации управления с помощью нейронных сетей с использовани-
ем обычного блока бортовой системы управления двигателем; разработан-
ная методика программной реализации нейронных сетей позволила внедрить
корректор с нейронными коэффициентами в стандартный электронный блок
управления двигателем как часть общего алгоритма; метод быстрого подбора
параметров корректора с нейронными коэффициентами позволил сократить
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4 113