указанием места и возможной причины ее возникновения без разбор-
ки двигателя, а также отбраковка недостоверно измеренных значений
параметров функционирования.
Задача 3
. Оценка устойчивости рабочих процессов.
Задача 4
. Оценка выработанного ресурса двигателя и прогнозиро-
вание правильности его функционирования при последующем приме-
нении.
При доводке двигателя СФД определяет нормальное функциони-
рование или выявляет слабые места в двигателе — элементы или кон-
туры, склонные к конструкционным или производственным отказам.
При товарных поставках (контрольно-технологических испытани-
ях (КТИ)) СФД определяет нормальное функционирование в целях
подтверждения надежности двигателя перед использованием в соста-
ве ракеты-носителя (РН).
При летных испытаниях СФД определяет правильность функцио-
нирования двигателя в составе РН при выполнении полетной задачи и
при необходимости проводит поиск неисправных элементов конструк-
ции в условиях ограниченного по сравнению с КТИ состава измеря-
емых параметров, а также увеличенных погрешностей телеметрии и
ограниченного времени на принятие решение. Цель — выявление экс-
плуатационных отказов.
При многоразовом применении двигателя в составе РН СФД опре-
деляет правильность его функционирования при выполнении предше-
ствующей полетной задачи в целях принятия решения о последующем
использовании. Такие СФД относятся к наземным системам и исполь-
зуются в условиях полигона.
Бортовые СФД должны определять правильность функционирова-
ния ЖРД во время полета на борту РН. В настоящее время для мощных
ЖРД это направление в прикладном аспекте практически не исследо-
вано. Первым этапом практического подхода к созданию бортовой
СФД может быть обеспечение предварительной обработки измерений
и формирования диагностических признаков на борту РН с последую-
щей передачей на наземную СФД, что позволит существенно снизить
погрешности прямой телеметрии.
Штатная СФД ЖРД.
В настоящее время в ОАО “НПО Энерго-
маш” разработана СФД ЖРД, применяемая на разных этапах создания
двигателей РД 170, РД 123, РД 180, РД 191.
Система функциональной диагностики применяется после прове-
дения стендового огневого испытания или после эксплуатации двига-
теля в составе РН и обеспечивает (в автоматическом или интерактив-
ном режиме):
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 1 77