нормальное функционирование контура
m
и (одновременно) недосто-
верно измерение каких-либо параметров, образующих признаки не “в
норме”.
Заметим, что все признаки, относящиеся к первой строке табл. 2
будут “в норме” и при нарушении связи
f
1
, и при подаче управляю-
щих воздействий, например, на изменение сопротивления контура 1. В
этом случае гипотеза о наличии неисправности, в том числе и несанк-
ционированного управляющего воздействия, может быть проверена с
помощью диагностических признаков второго вида, т.е. по отклоне-
ниям расчетных значений параметров от измеренных. Эти признаки
должны быть “в норме” и в случае отсутствия неисправности, и в
случае санкционированного управления связью
f
1
.
Основные направления развития СФД на основе многодис-
циплинарных 3D-моделей рабочих процессов.
Эксплуатация СФД
на базе штатного диагностирования двигателей, разработанных в
ОАО “НПО Энергомаш”, поиск новых подходов к решению задач
диагностики сложных технических систем, выявление возможно-
стей применения современного многодисциплинарного инженерного
подхода к расчетно-экспериментальному анализу рабочих процессов
и напряженно-деформированного состояния (НДС) элементов кон-
струкции на базе программных комплексов NASTRAN и ANSYS
дает возможность сформулировать новый подход к проблеме диагно-
стирования ЖРД, основой которого являются многодисциплинарные
3D-модели рабочих процессов.
Многодисциплинарная 3D-модель рабочих процессов – это объ-
ектно-ориентированная система взаимосвязанных моделей, обеспечи-
вающая с заданной точностью численное моделирование параметров
процессов гидрогазодинамики и теплообмена, а также НДС конструк-
ции в трехмерной постановке задачи и с учетом экспериментальных
данных.
Анализ особенностей рабочих процессов ЖРД как объекта функци-
ональной диагностики, возможности современных программных про-
дуктов, обеспечивающие детальное моделирование гидрогазодинами-
ки и теплообмена, а также моделирование НДС конструкции в трех-
мерной постановке существенно расширяют использование функцио-
нальной диагностики ЖРД для оценки его технического состояния.
Использование многодисциплинарных 3D-моделей обеспечит:
1. Совершенствование одномерных моделей рабочих процессов с
сосредоточенными и распределенными параметрами, используемых в
настоящее время для проведения процедур разбиения двигателя на ло-
кально диагностируемые контуры, поиска неисправного контура и от-
браковки аномальных измерений. Это достигается за счет детального
описания параметров рабочих в том месте по пространству конструк-
ции, в котором непосредственно проводится измерение. А именно,
определяются параметры рабочих тел и нагрузок, приходящих непо-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 1 85