средственно в точку расположения чувствительного элемента датчика.
Понятно, что такая информация не может быть получена средствами
одномерного моделирования. Поэтому, для повышения достоверности
одномерной модели поставлена и может быть решена новая задача —
коррекция одномерной диагностической модели с помощью результа-
тов 3D-моделирования.
2. Детальный анализ рабочих процессов с точки зрения их устойчи-
вости, а следовательно, выработку диагностических признаков устой-
чивости ЖРД.
3. Создание моделей НДС для выработки достоверных критериев
оценки выработанного и прогнозируемого ресурса ЖРД на основе ви-
броакустичеких и тензоизмерений за счет более детального описания
процессов в точке измерений.
Кроме этого направления, которое выведет решение проблемы диа-
гностики ЖРД на принципиально новый уровень, важное значение для
проведения процедур защиты двигателя от развивающихся неисправ-
ностей имеет решение задачи диагностирования в темпе проведения
стендового огневого испытания.
В настоящее время в ОАО “НПО Энергомаш” создана методиче-
ская и алгоритмическая база для решения этой важной задачи. На
существующей компьютерной технике можно реализовать диагности-
рование в темпе проведения испытания достаточно медленно (в тече-
ние 0,1 и более секунд) развивающихся неисправностей ЖРД. Поэто-
му диагностирование быстротекущих процессов, таких как горение,
требует применения новых, супербыстродействующих ЭВМ.
Основные требования, предъявляемые к новым СФД ЖРД.
1. Система функциональной диагностики должна создаваться со-
вместно с разработкой двигателя и сопровождать двигатель на всех
этапах его жизненного цикла — проектирования, изготовления, довод-
ки, товарных поставок и эксплуатации в составе РН.
2. На этапе проектирования двигателя должна быть решена задача
по созданию расчетно-экспериментальной базы СФД, обеспечиваю-
щей процесс доводки двигателя.
3. На этапе доводки двигателя должна быть решена задача по вери-
фикации расчетно-экспериментальной базы СФД по результатам мо-
дельных испытаний агрегатов двигателя и огневых стендовых испы-
таний.
4. На этапе эксплуатации помимо указанных задач должна быть
решена задача оценки выработанного ресурса двигателя (для ЖРД
многоразового использования).
5. При товарных поставках двигателя должна быть решена зада-
ча оценки правильности функционирования двигателя, прошедшего
контрольно-технологические испытания.
Основные требования к расчетно-экспериментальной базе
СФД.
Расчетная база СФД включает в себя
:
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 1