1) математические модели рабочих процессов с учетом динамиче-
ских характеристик конструкции двигателя во временн ´oй и частотной
областях, в одномерной и трехмерной постановке задачи, с подробным
описанием, определяемым требуемой глубиной диагноза;
2) математическую модель процессов, определяющих ресурс дви-
гателя в трехмерной постановке задачи;
3) методы, алгоритмы и программное обеспечение определения
нормального функционирования двигателя и поиска неисправности с
глубиной диагноза, задаваемой разработчиком двигателя и определяе-
мой разрешающей способностью математической модели и точностью
системы измерения;
4) методы, алгоритмы и программное обеспечение определения
выработанного ресурса двигателя;
5) методы, алгоритмы и программное обеспечение выбора инфор-
мативной в рамках математических моделей системы измерения пара-
метров рабочих процессов;
6) методы, алгоритмы и программное обеспечение для верифика-
ции математических моделей по результатам модельных испытаний
агрегатов двигателя и огневых стендовых испытаний двигателя;
7) методы, алгоритмы и программное обеспечение оценки устой-
чивости рабочих процессов.
Экспериментальная база СФД включает в себя
:
1) экспериментальный модальный анализ агрегатов и двигателя в
целом для обеспечения коррекции моделей;
2) малоцикловые испытания образцов материалов конструкции при
высоких и криогенных температурах для верификации модели, ис-
пользуемой при оценке ресурса двигателя;
3) вибропрочностные усталостные испытания элементов конструк-
ции при высоких и криогенных температурах для верификации моде-
ли, используемой при оценке ресурса двигателя;
4) штатное диагностирование состояния двигателя в темпе огневых
стендовых испытаний.
Выводы.
1. Создание новых, прорывных технологий функцио-
нальной диагностики ЖРД невозможно без разработки многодисци-
плинарных моделей рабочих процессов ЖРД — систем взаимосвязан-
ных моделей, обеспечивающих с заданной точностью численное моде-
лирование параметров процессов гидрогазодинамики и теплообмена,
а также НДС конструкции в трехмерной постановке задачи и с учетом
экспериментальных данных в широком диапазоне функционирования
ЖРД. Такие модели обеспечат в масштабе реального времени получе-
ние достоверной диагностической информации о параметрах рабочих
процессов непосредственно в местах расположения чувствительных
элементов датчиков; моделирование повреждаемости динамически на-
груженных элементов конструкции двигателя, определяющих его ре-
сурс; выявление диагностических признаков неустойчивости рабочих
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 1 87