Рис. 5. Зависимость часового расхода
топлива
G
т
от частоты вращения
n
и эф-
фективногокрутящегомомента
М
е
ди-
зеля Д-245.12С при использовании ди-
зельного топлива (
1
) и смесевого био-
топлива (
2
)
при
n
= 1500
мин
−
1
удель-
ный эффективный расход топ-
лива
g
е
увеличился с 225,8
до 231,8 г/(кВт
·
ч), а на режи-
ме максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
— с 249,0 до
255,1 г/(кВт
·
ч) по сравнению с
работой на ДТ. Такое увеличе-
ние расхода биотоплива объясня-
ется его меньшей теплотворной
способностью
H
u
(соответствен-
но 42,5 и 41,5МДж/кгу ДТ и его
смеси с РМ, см. табл. 1). Однако
при использовании этих двух ви-
дов топлива эффективный КПД
двигателя оказался практически
одинаков:
η
е
= 37
,
5
% — на ре-
жиме максимального крутящего
момента при
n
= 1500
мин
−
1
и
η
е
= 34
,
0
% — на режиме макси-
мальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
. При переводе дизеля с ДТ
на смесь 80% ДТ и 20% РМ на режиме максимального крутящего
момента при
n
= 1500
мин
−
1
дымность ОГ
К
х
сократилась с 25 до
16% по шкале Хартриджа, а на режиме максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
— с 11 до 8% (см. рис. 4).
Результаты экспериментальных исследований дизеля Д-245.12С
на режимах 13-ступенчатого испытательного цикла представлены на
рис. 5–7. При переводе дизеля с ДТ на смесь 80% ДТ и 20% РМ, наи-
более значительное увеличение часового расхода топлива
G
т
отмечено
на режимах с полной нагрузкой (см. рис. 5). На режиме максималь-
ной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
расход топлива
G
т
увеличился с
18,81 до 19,94 кг/ч, а на режиме максимального крутящего момента
при
n
= 1500
мин
−
1
— с 12,10 до 13,24 кг/ч. На режимах с неполной
нагрузкой рост
G
т
при переходе на биотопливо оказался менее значи-
тельным, а на режиме холостого хода при
n
= 850
мин
−
1
расходы
G
т
оказались равны 0,72 и 0,89 кг/ч соответственно при работе на ДТ и
смесевом топливе.
Тип топлива оказывает влияние и на концентрацию в ОГ оксидов
азота
C
NO
x
(см. рис. 6,
а
). На режиме холостого хода при
n
= 850
мин
−
1
переход с ДТ на смесь 80% ДТ и 20% РМ привел к снижению
C
NO
x
c 0,0200 до 0,0180%. На режимах со средними нагрузками
отмечен заметный рост
C
NO
x
. Так, на режиме с
n
= 1500
мин
−
1
и
М
е
= 260
. . .
275
Н
·
м концентрация
C
NO
x
возросла с 0,0850 до
94 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1