по адаптации дизелей различного назначения для такого биотоплива
[5–8].
Следует отметить, что МЭРМ является химически активной жид-
костью, поэтому при его использовании в качестве самостоятельного
топлива или как добавки к ДТ топливные баки, топливопроводы и дру-
гие элементы конструкции, контактирующие с эфиром, должны иметь
стойкое покрытие [1]. Другими недостатками МЭРМ являются недо-
статочная экологичность производства этого вида топлива (необходи-
мость использования при производстве МЭРМ токсичного метилового
спирта — метанола) и высокая цена по сравнению с ценой исходного
растительного масла.
При децентрализованном производстве, как правило, используется
простое фильтрованное РМ (либо в чистом виде, либо в смеси с ДТ).
Преимущества децентрализованного производства РМ: экологичность
и биоразлагаемость РМ, небольшие энергозатраты при его производ-
стве, небольшие инвестиционные затраты, сокращение транспортных
расходов. При этом обычно РМ применяется в качестве топлива не-
посредственно на месте его производства — в фермерских хозяйствах,
на агропромышленных предприятиях и др.
При комплексном использовании рапса (т.е. при получении РМ
и одновременном использовании в сельском хозяйстве растительной
массы и жмыха, остающегося после отжима масла и являющегося
ценным белковым продуктом для животноводства) затраты на про-
изводство РМ и ДТ оказываются примерно равными при урожайно-
сти рапса 7. . . 9 ц семян рапса с гектара [1]. В условиях европейской
части России урожайность семян ярового рапса обычно составляет
20. . . 30 ц/г а, а ег о потенциальная урожайность равна 30. . . 40 ц/г а, а в
некоторых случаях и выше. Поэтому стоимость биотоплива на осно-
ве РМ соизмерима или несколько ниже стоимости ДТ. По данным за
2007 г. себестоимость одного литра РМ была равна 10. . . 12 руб., цена
одного литра МЭРМ составила около
20
руб., а одного литра ДТ пре-
высила 20 руб. [9]. В ближайшей перспективе при широкомасштабном
производстве РМ его цена будет значительно ниже стоимости ДТ.
Указанные факторы и предопределяют интерес, проявляемый к ис-
пользованию чистого РМ в качестве топлива для дизелей [9–12]. Одна-
ко использование растительных масел в чистом виде в качестве топли-
ва для дизелей сдерживается повышенным нагарообразованием — от-
ложением кокса на распылителях форсунок и других деталях, образу-
ющих камеру сгорания. Увеличению нагарообразования способствует
наличие в растительных маслах смолистых веществ, т.е. их повышен-
ная коксуемость. Если дизельное топливо по ГОСТ 305–82 имеет кок-
суемость 10%-ного остатка, не превышающую 0,3%, то коксуемость
большинства растительных масел обычно составляет 0,4. . . 0,5% (та-
бл. 1). Для снижения коксуемости растительных масел необходимы их
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 89