УДК 621.436
В. А. М а р к о в, А. В. С т р е м я к о в,
С. Н. Д е в я н и н
РАБОТА ТРАНСПОРТНОГО ДИЗЕЛЯ НА СМЕСЯХ
ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И РАПСОВОГО МАСЛА
Показаны преимущества использования в дизелях биотоплив, про-
изводимых на основе растительных масел. Приведены результаты
экспериментальных исследований дизеля типа Д-245 малотоннаж-
ного автомобиля ЗиЛ 5301 “Бычок”, работающего на смесях ди-
зельного топлива и рапсового масла различного состава. Подтвер-
ждена возможность значительного улучшения показателей ток-
сичности отработавших газов исследуемого дизеля при его работе
на смесевых биотопливах.
E-mail:
Ключевые слова
:
дизельный двигатель, дизельное топливо, рапсовое ма-
сло, токсичность отработавших газов.
В последнее время большой интерес вызывает использование в
дизельных двигателях биотоплива, производимого из растительных
масел [1–3], что можно объяснить возобновляемостью сырьевых ре-
сурсов для производства этого топлива, хорошими экологическими
качествами растительных масел и возможностью заметного снижения
парникового эффекта при работе дизеля на таком биотопливе. Исполь-
зование биотоплива позволяет обеспечить замещение нефтяного ди-
зельного топлива (ДТ) альтернативным возобновляемым источником
энергии, а также сохранение рабочих мест в сельскохозяйственных
регионах.
Важным фактором использования в качестве топлива для дизелей
растительных масел является их хорошие экологические качества. Ра-
стительные масла отличаются высокой биоразлагаемостью: попадая в
почву и природные водные бассейны они практически полностью раз-
лагаются в течение нескольких недель. Растительные масла имеют хо-
рошие экологические свойства, обусловленные малым содержанием в
них серы и полициклических ароматических углеводородов. Наличие
в молекулах растительных масел достаточно большого числа атомов
кислорода (8. . . 12%), участвующих в процессе окисления углеводо-
родов топлива, позволяет снизить выбросы в атмосферу продуктов
неполного сгорания топлива.
Применение биотоплива не нарушает баланса между кислородом
и углекислым газом в атмосфере, поскольку при сгорании топлива ра-
стительного происхождения выделяется столько же углекислого газа,
сколько растение поглотило из атмосферы за период своего существо-
вания. Важность этой проблемы подтверждается данными рис. 1, сви-
детельствующими о том, что в настоящее время в атмосферу ежегодно
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 87