до 3,814 г/(кВт
·
ч), т.е. на 9,5% по сравнению с работой на стандарт-
ном ДТ. Рост эмиссии СО при работе на смесевом биотопливе отча-
сти связан с некоторым увеличением часового расхода этого топлива
(на 6. . . 10%) и с соответствующим увеличением мощности дизеля. В
частности, при переводе дизеля с ДТ на смесь 80% ДТ и 20% РМ на
режиме максимального крутящего момента при
n
= 1500
мин
−
1
эф-
фективная мощность
N
е
увеличилась с 53,6 до 57,1 кВт, а на режиме
максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
— с 75,5 до 78,2 кВт.
Коэффициент избытка воздуха
α
остался при этом практически неиз-
менным (соответственно 1,7 и 2,2 на указанных режимах), что объ-
ясняется меньшим количеством воздуха, необходимого для сгорания
1 кгтоплива (соответственно 14,3 и 13,9 кг/кгу ДТ и смеси 80% ДТ
и 20% РМ, см. табл. 1).
Приведенные результаты исследований дизеля Д-245.12С получе-
ны при его работе на смесевом биотопливе, содержащем 80% ДТ
и 20% РМ. Но определенный интерес представляет вопрос о влия-
нии состава смесевого биотоплива на характеристики дизеля. Оценка
этого влияния позволяет провести оптимизацию состава смесевого
биотоплива в целях достижения наиболее благоприятных показате-
лей топливной экономичности и токсичности ОГ дизеля. Для этого
проведены исследования дизеля Д-245.12С на чистом ДТ и смесевом
биотопливе, содержащем от 20 до 60% (об.) РМ. Физико-химические
свойства этих смесей приведены в табл. 1, а результаты испытаний
дизеля на этих топливах — на рис. 7 и в табл. 3.
Характеристики дизеля Д-245.12С, работающего на смесевых био-
топливах, представленные на рис. 7,
а
, свидетельствуют о том, что уве-
личение содержания РМ в смесевом биотопливе
С
РМ
от 0 до 20%
приводит к заметному росту часового расхода топлива
G
т
и эффек-
тивного крутящего момента
М
е
. При дальнейшем повышении
С
РМ
от
20 до 60% значения
G
т
и
М
е
изменяются незначительно. Коэффици-
ент избытка воздуха
α
слабо зависит от концентрации
С
РМ
во всем
диапазоне ее изменения (0. . . 60%).
Характеристики удельного эффективного расхода топлива
g
е
, эф-
фективного КПД дизеля
η
е
и дымности ОГ
K
х
приведены на рис. 7,
б
и в табл. 3. На режиме максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
увеличение концентрации РМ в смесевом биотопливе
С
РМ
с 0 до 60%
приводит к росту удельного эффективного расхода топлива
g
е
с 249,0
до 265,1 г/(кВт
·
ч) и снижению дымности ОГ
K
x
с 11,0 до 8,0%. Анало-
гичное увеличение
С
РМ
на режиме максимального крутящего момента
при
n
= 1500
мин
−
1
сопровождалось ростом
g
е
с 225,8 до 243,1 г/(кВт
·
·
ч) и уменьшением
K
x
с 25,0 до 11,0%. Приведенные данные свиде-
тельствуют о том, что использование смесевого биотоплива позволило
заметно уменьшить дымность ОГ. Указанное же увеличение удельного
98 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1