Рис. 7. Зависимости часового расхода топлива
G
т
, эффективного крутящего
момента
M
е
и коэффициента избытка воздуха
α
(
а
), а также удельного эффек-
тивного расхода топлива
g
е
, эффективного КПД двигателя
η
е
и дымности ОГ
K
х
(
б
) от содержания рапсового масла
C
РМ
в смесевом биотопливе на режимах
внешней скоростной характеристики:
1
— на режиме максимальной мощности при
n
= 2400
мин
−
1
;
2
— на режиме
максимального крутящего момента при
n
= 1500
мин
−
1
расхода смесевого биотоплива
g
е
объясняется его меньшей теплотвор-
ной способностью (см. табл. 1). При этом с ростом
С
РМ
эффективность
процесса сгорания практически не изменялась. Так, изменения эффек-
тивного КПД дизеля при работе на топливах с различным содержани-
ем РМ не превышали 2% (см. табл. 3), что сопоставимо с точностью
определения удельного эффективного расхода топлива
g
е
.
Значения удельных массовых выбросов токсичных компонентов
е
NO
x
,
е
CO
,
е
CH
x
, представленные в табл. 3, подтвердили возможность
заметного улучшения экологических показателей дизеля при исполь-
зовании смесевых биотоплив. Их применение позволяет снизить вы-
бросы наиболее значимых токсичных компонентов ОГ дизелей — ок-
сидов азота NО
х
, а также углеводородов СН
x
. Увеличение содержания
РМ в смесевом биотопливе
С
РМ
с 0 до 60% приводит к снижению
удельных интегральных на режимах 13-ступенчатого цикла выбросов
оксидов азота
e
NO
x
с 7,442 до 6,597 г/(кВт
·
ч), т.е. на 11,4%, и выбросов
углеводородов
e
СН
x
с 1,519 до 1,075 г/(кВт
·
ч), т.е. на 29,2%. Причем
минимум выбросов углеводородов (
e
СН
x
= 0
,
949
г/(кВт
·
ч)) отмечен
при
С
РМ
= 40
%.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 99