Рис. 3. Вязкостно-температурные
характеристики РМ (
1
), смесей ДТ
и РМ в соотношениях 50 на 50%
(
2
) и 80 на 20% (
3
), зимнегоДТ (
4
)
t
= 40
◦
С, характерной для топ-
ливоподающих систем дизелей,
вязкость РМ уменьшается вдвое (до
ν
т
= 36
мм
2
/с), а при
t
= 70
◦
С — до
ν
т
= 17
,
5
мм
2
/с.
Существенно меньшую вязкость
имеют смеси РМ и ДТ. Вязкость сме-
си, содержащей 80% ДТ (по объ-
ему) и 20% РМ при
t
= 20
◦
С
составляет
ν
т
= 9
мм
2
/с, а при
температуре
t
= 40
◦
С, харак-
терной для условий систем топ-
ливоподачи дизелей, снижается до
ν
т
= 5
мм
2
/с, что соизмеримо с вяз-
костью чистого ДТ (в соответствии
с ГОСТ 305–82 вязкость летнего ДТ
составляет
ν
т
= 3
. . .
6
мм
2
/с).
Поскольку РМ по своим физико-химическим свойствам отличается
от стандартных ДТ, то целесообразно применять смесевое биотопли-
во, представляющее собой смесь ДТ и РМ. Эти компоненты хорошо
смешиваются, а смеси имеют приемлемые физико-химические свой-
ства, позволяющие сжигать их в дизеле без внесения изменений в его
конструкцию (см. табл. 1).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана проведены исследования возможности
работы дизеля Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) на смесях РМ и ДТ. Указан-
ный дизель выпускается Минским моторным заводом (ММЗ) для ма-
лотоннажных грузовых автомобилей ЗиЛ-5301 “Бычок”, а его моди-
фикации — для автобусов Павловского автомобильного завода (ПАЗ) и
тракторов “Беларусь” Минского тракторного завода (МТЗ). Некоторые
параметры дизеля приведены в табл. 2.
Дизель исследовали на моторном стенде АМО “ЗиЛ” на режимах
внешней скоростной характеристики и 13-ступенчатого испытатель-
ного цикла Правил 49 ЕЭК ООН с установочным углом опережения
впрыскивания
θ
= 13
◦
поворота коленчатого вала до верхней мерт-
вой точки (ВМТ) и неизменным положением упора дозирующей рей-
ки топливного насоса высокого давления (ТНВД). Моторный стенд
был оборудован комплектом необходимой измерительной аппаратуры.
Дымность ОГ измерялась с помощью ручного дымомера MK-3 фир-
мы Hartridgе (Великобритания) с погрешностью измерения
±
1%. Кон-
центрации оксидов азота NO
x
, монооксида углерода CO, несгоревших
углеводородов CH
x
в ОГ определялись газоанализатором SAE-7532
японской фирмы Yanaco с погрешностями измерения указанных ком-
понентов
±
1%.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 1 91