и последовательности выполнения ранее запланированных полетных
операций. При этом выдача управляющих воздействий по скорректи-
рованному таким образом плану должна обеспечить либо восстано-
вление нормального запланированного состояния КА, либо перевод
его в другое состояние, позволяющее продолжать полет по прежнему
плану.
В более сложных случаях может потребоваться существенное из-
менение плана полета, от переделки отдельных его частей до формиро-
вания всего плана заново. При этом, если срыв ранее выполнявшегося
плана вызван влиянием внутренних возмущающих воздействий, на-
пример отказов бортовых систем КА, обязательно принимаются меры
по их устранению (отключение, ремонт отказавших приборов, переход
на резервные комплекты) или по компенсации их действия. В наибо-
лее сложных ситуациях возможен даже отказ от достижения первона-
чально заданной цели полета с разработкой соответствующего нового
плана. Например, при аварии, делающей невозможным выполнение
поставленных задач, единственной целью полета может стать возвра-
щение экипажа на Землю.
Автоматизированная система управления полетом КА представля-
ет собой, как правило, сложную организационно-техническую систе-
му, которая состоит из множества взаимодействующих друг с другом
разнородных элементов. И если для первых космических полетов это
множество включало в себя десятки элементов, то в настоящее время
общее число структурных элементов в АСУП КА в зависимости от
задач и сложности самого объекта управления (КА) может достигать
сотен и даже тысяч.
Такое усложнение АСУП КА представляет собой вынужденную
меру, т.е. ответную реакцию на расширение спектра задач космиче-
ских полетов и вызываемое им усложнение устройства КА, на не-
обходимость повышения оперативности и интеллектуального уровня
контура управления КА.
Вынужденное усложнение АСУП КА выдвигает требование по-
иска оптимальной организации процесса управления полетами КА и
эффективных методов управления полетом, а также эффективной ко-
ординации работ и взаимодействия значительного числа структурных
элементов АСУП КА.
Ситуация увеличения сложности системы управления полетом КА
еще более усугубляется, если ведется согласованное управление по-
летом нескольких КА или различных сегментов крупного пилотируе-
мого космического комплекса из разных ЦУП. Это видно на примере
управления полетом МКС (рис. 3, см. с. 44).
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 47