Проблемы управления полетами пилотируемых космических комплексов - page 8

При управлении полетом, особенно при его планировании, исполь-
зуется ряд моделей — математических, физических и комплексных.
Для реализации разработанного плана полета на бортовые системы
КА выдаются необходимые управляющие воздействия. При этом, как
правило, предъявляются достаточно жесткие требования к оператив-
ности управления, т.е. к выполнению необходимой последовательно-
сти операций в масштабе реального времени.
Контроль полета выполняется регулярно в несколько этапов: по-
лучение информации, характеризующей фактическое состояние КА,
обработка этой информации для определения достоверных значений
параметров состояния КА на момент контроля, анализ полученных
данных и, наконец, оценка состояния и функционирования КА. Ана-
лиз заключается в сравнении полученных данных с установленными
для них нормами либо с их запланированными или прогнозируемыми
значениями. При этом оцениваются также реакции бортовых систем на
выданные управляющие воздействия. В случае отклонения контроли-
руемых параметров за пределы нормальных или прогнозируемых зна-
чений выполняются диагностика с установлением причин, вызвавших
эти отклонения, и процесс выработки рекомендаций и формирования
таких управляющих воздействий на борт КА, которые позволили бы
вернуть КА в плановое состояние или, по крайней мере, в некоторое
состояние, отвечающее требованиям безопасности.
По результатам контроля принимается решение по дальнейшему
управлению полетом. На основании этого решения полет может быть
продолжен по прежнему плану, если фактические значения контроли-
руемых параметров находятся в пределах нормы. В противном слу-
чае возникает необходимость принять меры к парированию возник-
шей аномальной ситуации, возможно, корректировать первоначальный
план полета и в дальнейшем следовать скорректированному плану. В
этом случае необходимыми шагами являются выбор стратегии упра-
вления, варианта действий по управлению КА и корректировка плана
полета.
При формировании решения по управлению полетом во внимание
принимаются не только результаты контроля параметров фактическо-
го состояния КА, но также фактическое и прогнозируемое состояния
средств, обеспечивающих управление полетом. Например, чтобы при-
нять надежно реализуемое решение по управлению КА, необходимо
учитывать текущую степень готовности к работе станций слежения,
обеспечивающих его связь с ЦУП, и готовность средств самого ЦУП.
Степень корректировки плана полета может быть самой различ-
ной. В простейшем случае она сводится только к частичному измене-
нию плана выдачи управляющих воздействий, без изменения состава
46 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook