случаях изменения плана, например, вследствие нештатной ситуации,
система будет подсказывать специалисту глубину влияния возникшей
ситуации на каждую из бортовых систем КА, а также возможный и
прогнозируемый расход ресурсов.
5. Проблема наиболее рациональной организации деятельности
специалистов, участвующих в решении задач управления полетом.
В настоящее время существует штатное расписание специалистов, где
указано формальное соответствие определенных людей определенным
должностям (позициям) в главной оперативной группе управления
российского сегмента МКС. Существуют также графики работы спе-
циалистов, регламентирующие по времени их участие в управлении
полетом определенного КА. Проблема же состоит в том, что, с од-
ной стороны, специалисты имеют различные знания, опыт и резуль-
таты работы по управлению полетом данного КА, с другой стороны,
программа полета неоднородна, и полетные сутки с большим числом
активных и ответственных операций неравномерно чередуются с от-
носительно спокойными сутками. В этом случае распределение специ-
алистов на выполнение тех или иных операций целиком зависит от их
непосредственного руководителя, что повышает риск влияния челове-
ческого фактора. Еще больше проблема усугубляется, если в случае
нештатной ситуации меняются планы полета на некоторый период и
возникает задача перераспределения специалистов с определенными
знаниями для привлечения каждого из них к работе в сутки полета,
требующие этих знаний.
Сейчас начаты работы, направленные на создание программной
среды, которая аккумулировала бы данные о сертификации и резуль-
татах работы каждого из специалистов, участвующих в управлении
полетом, и помогала бы формировать план их работы с учетом теку-
щей программы полета и норм трудового законодательства, а также
перерабатывать этот план при изменениях программы полета в ре-
зультате нештатных ситуаций. Иными словами она должна помогать
организовать соотнесение необходимого специалиста и операции на
борту российского сегмента МКС, которую он должен реализовывать
или контролировать. Кроме того, система должна иметь возможность
управления человеческими ресурсами на уровне главной оперативной
группы управления российского сегмента МКС в целом, а не только
на уровне отдельных ее групп.
Существующие проблемы решались и решаются в процессе упра-
вления полетом российского сегмента МКС силами главной оператив-
ной группы управления. Однако масштаб поставленных целей и тре-
бующих решения проблем обусловливает необходимость привлечения
к этой задаче научного сообщества, разрабатывающего фундаменталь-
ные проблемы теории управления сложными системами. Тем более,
что эти проблемы присущи не только эксплуатации КА и комплексов,
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 53