В качестве примера можно привести проблемы, связанные с необ-
ходимостью совершенствования управления полетом КА и комплек-
сов, и возможные перспективы развития каждого из направлений.
1. Проблема обмена данными программно-математических ком-
плексов.
В настоящее время при управлении полетом российского
сегмента МКС используется достаточно большое число разнородных
программно-математических средств расчета и моделирования. Фак-
тически они функционируют независимо друг от друга, и обмен дан-
ными между ними осуществляется преимущественно через взаимо-
действие специалистов, работающих с тем или иным средством. Ино-
гда возникает целая цепочка специалистов, что вполне может прово-
цировать ошибки и неточности в процессе передачи данных (эффект
“испорченного телефона”).
В качестве перспективы видится создание открытой программной
среды с заданными интерфейсами для программно-математических
средств и протоколами обмена данными, в рамках которой можно бы-
ло бы объединить средства существующие, а также легко было бы
интегрировать вновь создаваемые.
2. Проблема коммуникации специалистов.
Для формирования это-
го пространства в настоящее время, помимо коммерческой оргтехники
(служебные телефоны, факсы, компьютерная сеть для обмена фай-
ловой информацией), используются специальные средства, такие как
циркулярная голосовая связь, объединяющая практически весь персо-
нал ЦУП. Существующие проблемы в этой системе обмена инфор-
мацией связаны в числе прочего с ограниченными возможностями
голосовой циркулярной связи, которая (за редким исключением) сей-
час доступна только в пределах ЦУП, т.е. достаточно сложно под-
ключить специалиста, находящегося в территориально удаленном ме-
сте. При этом не обеспечен оперативный обмен файловой информа-
цией, вследствие чего привлекаемым специалистам затруднен доступ
к текущим данным оценки состояния бортовых систем и результатам
анализа их функционирования, корректируемым планам полета и т.д.
Перспективной представляется организация более современных
средств удаленного доступа (например, с использованием Интернет-
технологий), которые обеспечивали бы возможность объединения не-
скольких специалистов путем организации аудио- или видео- конфе-
ренций с возможностью доступа всех участников к представляемым
данным в режиме реального времени.
3. Проблема оперативного использования эксплуатационной до-
кументации.
В настоящее время существует и активно используется
при управлении полетом российского сегмента МКС достаточно боль-
шое число эксплуатационно-технической документации. Номенклату-
ра различных инструкций, методик, процедур, правил, технических
описаний насчитывает сотни наименований. Особенность оператив-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 51