Проблемы управления полетами пилотируемых космических комплексов - page 11

нее, имеет ряд особенностей, таких как наличие разнородных объ-
ектов управления, возможное увеличение информационных потоков
между Землей и бортом КА, увеличение сложности бортовых систем
и полезной нагрузки КА и т.д. Кроме того, необходимо отметить, что
сами АСУП КА, входящих в эту инфраструктуру, будут строиться
по-разному исходя из различных задач и особенностей управления
разными классами этих КА.
Эти факторы делают практически невозможным управление всем
комплексом таких КА из единого ЦУП одной группой специалистов.
Даже в настоящее время в рамках одной космической программы и
одного ЦУП приходится создавать группы управления полетом от-
дельных кораблей и модулей. Приемлемые показатели оперативности
принятия решений при управлении полетом КА при этом достигаются
в условиях относительной автономности и персональной ответствен-
ности групп управления отдельными сегментами (модулями) сложного
объекта космической техники.
Опираясь на изложенное, можно представить и сформулировать
основные направления эволюции систем управления полетом в буду-
щем.
1. Решение задач управления полетом объектов перспективной кос-
мической инфраструктуры можно рассматривать как функцию взаимо-
действующих сложных открытых систем, направленную на упорядо-
чение, сохранение и повышение их целостности, т.е. на достижение
устойчивых состояний в условиях влияния возмущающих факторов и
требований достижения поставленных целей.
2. Перспективные системы управления полетом будут состоять из
различного числа управляющих звеньев, причем число и взаимосвязь
этих звеньев будут динамически изменяться в процессе реализации
программы полета в зависимости от его текущих целей и задач.
3. Структура, в рамках которой происходит взаимодействие таких
управляющих звеньев, вполне может быть подвержена изменениям —
от жесткой иерархической организации к усилению горизонтальных
связей и обратно.
При этом изменения структуры могут определяться: целями и за-
дачами полета объектов перспективных космических комплексов; на-
дежностью и эффективностью функционирования управляющих зве-
ньев; накопленным опытом управления, а также надежностью и эф-
фективностью существующих каналов связи как между управляющи-
ми звеньями, так и между управляющими звеньями и КА.
4. В процессе формирования и реализации идеологии взаимодей-
ствия управляющих звеньев одновременно будут идти процессы диф-
ференциации и интеграции. Дифференциация — как результат появле-
ния новых участников процесса управления полетом, новых управля-
ющих звеньев. Интеграция — как процесс объединения всех участни-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 49
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook