В соответствии с принципами управления полетом МКС каждый
партнер, участвующий в программе, управляет полетом своего сегмен-
та станции и своих кораблей. Так, в настоящее время в управлении
полетом участвуют ЦУП РФ (российский сегмент МКС, пилотиру-
емый корабль “Союз” и грузовой “Прогресс”), США (американский
сегмент МКС и грузовой корабль Dragon), Европы (модуль американ-
ского сегмента Columbus и грузовой корабль ATV) и Японии (модуль
американского сегмента Kibo и грузовой корабль HTV).
Каждый партнер для управления своим сегментом станции и свои-
ми кораблями использует собственные наземные и бортовые средства.
Например, бортовой контур управления включает в себя две взаимо-
связанные части: американскую систему управления и передачи дан-
ных (C&DH) и российскую бортовую вычислительную систему (БВС),
объединенные с помощью согласованных интерфейсов. Российская и
американская стороны используют каждая свои наземные и спутнико-
вые контуры управления.
Кроме того, каждая сторона самостоятельно выполняет все компо-
ненты управления своим сегментом, такие как планирование и подго-
товка выполнения операций, их реализация, анализ состояния борто-
вых систем и хода выполнения операций, принятие решений.
В случае необходимости для каждой из сторон предусмотрена воз-
можность управления полетом своего сегмента, используя наземные и
бортовые средства партнера. Подобная возможность используется как
средство резервирования в случае какой-либо нештатной ситуации и
как средство, расширяющее возможности управления полетом.
Для координированного выполнения работ на МКС экипаж и все
центры управления полетом работают по единому, совместно разра-
ботанному и согласованному плану полета. Этот план интегрирует
предложения, требования и ограничения от каждого партнера, участ-
вующего в управлении полетом.
Группы управления ЦУП международных партнеров по МКС до-
статочно сильно взаимосвязаны при подготовке и выполнении ответ-
ственных полетных операций. Тем не менее каждый из ЦУП распола-
гает собственной методологией, определяемой для каждого особенно-
стями процесса управления полетом своих объектов; у каждого ЦУП
есть собственные задачи и собственные ресурсы для решения этих
задач.
Тенденция увеличения сложности и распределенности управления
полетом, по-видимому, сохранится и в будущем, независимо от того, к
какой космической программе относится полет — международной или
национальной. Например, управление космическими аппаратами пер-
спективной космической инфраструктуры, которая упоминалась ра-
48 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3