ного управления состоит в том, что любой из этих документов может
потребоваться в любой момент. Кроме того, практически вся докумен-
тация периодически обновляется, т.е. использоваться должна только ее
последняя версия для исключения возможных аномальных ситуаций.
В настоящее время существует электронный документооборот, выпол-
ненный с учетом принципов сбора и хранения корпоративной доку-
ментации, но оперативность его использования, естественно, ограни-
чена.
В будущем представляется целесообразным создание программ-
ной среды для оперативного сопровождения операции, выполняемой
в ходе управления полетом КА, необходимой документацией. Это да-
леко не тривиальная задача, как может показаться на первый взгляд,
поскольку процесс управления протекает динамично и, соответствен-
но, порядок сопровождения его документацией требует постоянных и
быстрых изменений. Это вызвано тем, что полетных операций мно-
го, номенклатура документации велика, документация, как правило,
имеет несколько версий, операции могут быть оперативно добавлены
или отменены и т.д. Кроме того, иногда требуется организовать поиск
не четко определенной документации, а документации, описывающей
некую область. Может также потребоваться оперативное изменение
размера области, охватываемой этой документацией. Таким образом
необходимо обеспечить возможность организации поиска требуемой
области знаний об управлении полетом в интерактивном диалоге меж-
ду специалистами и системой.
4. Проблема эффективной, всесторонне увязанной реализации опе-
ративного управления.
В настоящее время ряд методик контроля и
управления, необходимых при реализации программы полета, не ин-
тегрированы, т.е. слабо взаимно увязаны и используются по отдель-
ности. К ним относятся детальный план полета и программы сеансов
связи, документы анализа функционирования бортовых систем рос-
сийского сегмента МКС, соответствующие инструкции, результаты
учета различных бортовых ресурсов (информация о каждом из ре-
сурсов хранится в отдельном электронном или бумажном документе).
Это, естественно, требует дополнительной координации работы раз-
ных групп при осуществлении управления полетом, вследствие чего
снижается его оперативность. Кроме того, при таком положении мо-
гут быть не учтены некоторые значимые факторы, что приводит к
снижению обоснованности решений.
Как следующий шаг развития, видится создание программной сре-
ды, в которой автоматизированно отслеживается реализация деталь-
ного плана полета и одновременно учитывается состояние бортовых
систем (данные для этого берутся непосредственно из телеметрии), а
также текущее наличие бортовых ресурсов (данные берутся из теле-
метрии и баз данных ресурсов). При такой организации процесса в
52 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3