свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут
быть сведены к свойствам этого уровня.
Соответственно, и управление полетом космических аппаратов
(КА), определяемое как процесс управления параметрами состояния
КА, направленный на достижение заданной цели полета, относится к
числу процессов высокой сложности. При этом к нему предъявляются
жесткие требования по обеспечению надежности достижения цели
полета и безопасности экипажа.
Уровень сложности процесса управления КА характеризуется сле-
дующими показателями:
— числом операций, выполняемых КА, и числом управляющих
воздействий на бортовые системы;
— числом наблюдаемых параметров и алгоритмов их обработки и
анализа;
— сложностью баллистической схемы полета;
— многообразием правил планирования полета;
— числом и сложностью возможных нештатных ситуаций.
Современные пилотируемые КА (ПКА) имеют следующие особен-
ности, в значительной мере влияющие на методологию управления их
полетом и на требования к средствам, обеспечивающим его выполне-
ние:
•
высокие требования к безопасности и надежности эксплуатации
ПКА;
•
сложная конструкция ПКА: несколько десятков (даже сотен) бор-
товых систем; каждая из бортовых систем состоит, как правило, из
десятков и сотен приборов, агрегатов, узлов; каждый прибор, агре-
гат, узел состоит из десятков, сотен, даже тысяч элементов; системы,
приборы, агрегаты, узлы связаны сложным образом логически, функ-
ционально и физически;
•
ограничения по располагаемым объемам внутри ПКА и допу-
стимым массам оборудования и расходуемых компонентов;
•
большое число разнообразных полезных нагрузок и полетных
операций;
•
ограниченность бортовых ресурсов.
Особенно высокий уровень сложности имеют так называемые кос-
мические комплексы, включающие в свой состав несколько КА или
несколько функционально разнящихся частей, соединенных между
собой или находящихся в отдельном полете, но решающих общую
задачу. К числу таких объектов относится и находящийся в насто-
ящее время в полете комплекс Международной космической стан-
ции (МКС), состоящей из двух соединенных сегментов – российско-
го и американского. В структуру американского сегмента МКС, кро-
ме модулей США, входят европейский модуль Columbus и японский
40 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 3