Kibo. Компонентами этого комплекса являются также транспортные
корабли, обслуживающие станцию, — пилотируемый российский ко-
рабль “СоюзТМ-А” и грузовые российский “Прогресс”, американский
Dragon, европейский ATV и японский HTV.
Для управления полетом комплексов характерно то, что в процессе
их функционирования необходимо управлять единовременно несколь-
кими (двумя и более) объектами — КА, являющимися компонентами
комплекса, что приводит к повышенной сложности процесса управле-
ния.
Уровень сложности этого процесса в большой степени обусловли-
вается объемом потока информации, который обеспечивает жизнеспо-
собность и целевое функционирование КА. Например, для оценки со-
стояния систем современного транспортного пилотируемого корабля
типа “Союз” используются около полутора тысяч телеметрических
параметров, для российского сегмента МКС это значение составляет
порядка ста тысяч. Примерно таково же положение дел и с командно-
программной информацией, обеспечивающей управление КА со сто-
роны Земли.
Серьезные проблемы создает не только существующий значитель-
ный объем информации, циркулирующей между КА и Землей, ее
обработка и представление персоналу управления, но и постоянная
тенденция увеличения этого объема, сопутствующая развитию пило-
тируемых космических систем. Практика управления космическими
полетами показывает, что тренд увеличения объемов необходимого
информационного обмена между Землей и бортом КА приближает-
ся к экспоненте, несмотря на постоянное повышение роли бортовых
программно-технических средств в управлении полетом КА.
Есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится и в обо-
зримом будущем. Например, один из планов развития космонавтики
предполагает построение и функционирование объединенной косми-
ческой инфраструктуры, в комплекс средств которой будут входить:
— автоматические КА для обеспечения связи, навигации, метеоро-
логических наблюдений и дистанционного зондирования Земли, ис-
следования планет, объектов Солнечной системы и космического про-
странства;
— орбитальные и планетные пилотируемые элементы — околозем-
ные орбитальные станции, автономно летающие корабли, посещаемые
автоматические платформы или собираемые в космосе крупногаба-
ритные аппараты, околопланетные орбитальные станции, планетные
базы;
— транспортная космическая система, обеспечивающая доставку
элементов этой инфраструктуры, а также людей и грузов в различные
точки Солнечной системы.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 3 41