Математическая модель прямолинейного движения по деформируемой опорной поверхности…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2
123
условно, оказывает существенное влияние на показатели тяговой динамики,
проходимости и экономичности автопоезда.
При создании многоприводных колесных машин (к которым относятся и
активные автопоезда) наиболее рациональным считается применение электро-
механической трансмиссии, которая имеет следующие преимущества [4]:
характеристика тягового электродвигателя обеспечивает реализацию бес-
ступенчатой передачи мощности на колеса и возможность движения на «пол-
зущих скоростях»;
значительно сокращается число механических элементов трансмиссии
(отсутствуют коробка передач и раздаточная коробка, уменьшается число кар-
данных валов и т. д.);
появляется возможность индивидуального распределения мощности по
колесным движителям в соответствии с внешними условиями, в которых они
находятся.
Для решения задачи о повышении энергоэффективности движения автопо-
ездов в различных эксплуатационных условиях разработчики должны распола-
гать инструментом для проведения вычислительных экспериментов и методи-
ками, позволяющими прогнозировать эксплуатационные свойства при разных
вариантах конструкции. В настоящее время наиболее эффективным способом
оценки принимаемых технических решений и прогнозирования характеристик
подвижности ТС на стадии проектирования является имитационное математи-
ческое моделирование на ЭВМ. Сложность задачи моделирования движения ТС
высокой проходимости обусловлена процессами их взаимодействия с деформи-
руемыми грунтами, имеющими большую неоднородность и сложную структуру,
что оказывает существенное влияние на динамику ТС [5]. Эффективность ма-
тематических моделей движения колесных машин в значительной мере зависит
от используемых при моделировании характеристик грунтов. В большинстве
известных моделей взаимодействие колесного движителя с грунтовым основа-
нием описывается различными эмпирическими зависимостями, что требует
довольно большого набора экспериментальных данных. Подобная формализа-
ция не всегда дает высокую сходимость результатов расчетов и натурных экспе-
риментов.
Поэтому целесообразно использовать при моделировании взаимодействия
колесного движителя с деформируемым опорным основанием эксперименталь-
ные интегральные характеристики, полученные по результатам стендовых или
полигонных испытаний, что предложено и апробировано в [6]. При таком под-
ходе характеристики процесса прямолинейного качения колеса в разных случа-
ях движения определяются удельными потерями энергии
f
w
(потери энергии
при качении на единицу пройденного колесом пути при единичной вертикаль-
ной нагрузке), удельной свободной тягой φ (продольная сила, приложенная к
оси катящегося колеса, при единичной вертикальной нагрузке на его ось), а
также коэффициентом буксования: