Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

В.А. Горелов, Б.В. Падалкин, О.И. Чудаков

122

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

подъемности транспортных средств (ТС), что достигается, в частности, за счет

применения автомобильных поездов. Еще одним аспектом, обусловливающим

широкое применение автопоездов, является необходимость транспортировки

специальных грузов (тяжеловесных крупногабаритных и неделимых) по доро-

гам общего пользования и частично по бездорожью (рис. 1). Однако их приме-

нение ограничено из-за недостаточных тяговых свойств, когда речь идет о пере-

возке тяжелой техники, оборудования и вооружения в тяжелых дорожных

условиях [1].

Рис. 1.

Использование седельных автопоездов для перевозки грузов промышленного (

а

)

и военного (

б

) назначений в условиях бездорожья

Таким образом, разработка и создание автопоездов, имеющих достаточно

высокий уровень тяговой динамики, является весьма актуальной научно-

практической задачей, поиск решения которой идет по двум основным направ-

лениям [2]: по пути создания тягачей повышенной мощности и по пути активи-

зации осей (колес) прицепных и полуприцепных звеньев.

Первый способ требует создания специальных многоосных полнопривод-

ных тягачей оригинальной конструкции, способных с достаточно большой

нагрузкой на сцепном устройстве преодолевать трудные участки местности.

Очевидно, что этот путь трудоемкий и затратный по временным ресурсам. Ак-

тивизация же колес прицепных звеньев (второй способ) позволяет без суще-

ственных усложнений и изменений конструкции решить проблему повышения

тяговых свойств автопоездов и обеспечения требуемого уровня их проходимо-

сти, в том числе при использовании серийно выпускаемых в настоящее время

моделей тягачей.

Основные достоинства автопоездов с приводом колес прицепного звена за-

ключаются [3] в повышении проходимости и увеличении средних скоростей дви-

жения, грузоподъемности, а также в возможности объединения прицепных звень-

ев для транспортировки длинномерных и крупногабаритных тяжелых грузов.

Особенностью использования активных автопоездов является наличие в

конкретный момент времени большого числа возможных комбинаций режимов

работы ведущих колес, что определяется характером распределения мощности

между движителями, т. е. типом трансмиссии. Выбор типа трансмиссии, без-