В.А. Горелов, Б.В. Падалкин, О.И. Чудаков
122
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2
подъемности транспортных средств (ТС), что достигается, в частности, за счет
применения автомобильных поездов. Еще одним аспектом, обусловливающим
широкое применение автопоездов, является необходимость транспортировки
специальных грузов (тяжеловесных крупногабаритных и неделимых) по доро-
гам общего пользования и частично по бездорожью (рис. 1). Однако их приме-
нение ограничено из-за недостаточных тяговых свойств, когда речь идет о пере-
возке тяжелой техники, оборудования и вооружения в тяжелых дорожных
условиях [1].
Рис. 1.
Использование седельных автопоездов для перевозки грузов промышленного (
а
)
и военного (
б
) назначений в условиях бездорожья
Таким образом, разработка и создание автопоездов, имеющих достаточно
высокий уровень тяговой динамики, является весьма актуальной научно-
практической задачей, поиск решения которой идет по двум основным направ-
лениям [2]: по пути создания тягачей повышенной мощности и по пути активи-
зации осей (колес) прицепных и полуприцепных звеньев.
Первый способ требует создания специальных многоосных полнопривод-
ных тягачей оригинальной конструкции, способных с достаточно большой
нагрузкой на сцепном устройстве преодолевать трудные участки местности.
Очевидно, что этот путь трудоемкий и затратный по временным ресурсам. Ак-
тивизация же колес прицепных звеньев (второй способ) позволяет без суще-
ственных усложнений и изменений конструкции решить проблему повышения
тяговых свойств автопоездов и обеспечения требуемого уровня их проходимо-
сти, в том числе при использовании серийно выпускаемых в настоящее время
моделей тягачей.
Основные достоинства автопоездов с приводом колес прицепного звена за-
ключаются [3] в повышении проходимости и увеличении средних скоростей дви-
жения, грузоподъемности, а также в возможности объединения прицепных звень-
ев для транспортировки длинномерных и крупногабаритных тяжелых грузов.
Особенностью использования активных автопоездов является наличие в
конкретный момент времени большого числа возможных комбинаций режимов
работы ведущих колес, что определяется характером распределения мощности
между движителями, т. е. типом трансмиссии. Выбор типа трансмиссии, без-