Previous Page  13 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 20 Next Page
Page Background

В.А. Бернс, Е.П. Жуков, Д.А. Маринин

16

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

 

 

2 2

2

.

2

1

l

l l

l

p a

h

(42)

Отметим, что при выводе формулы (42) использовалось допущение о такой

малости демпфирования, при которой частоты свободных затухающих колеба-

ний совпадают с собственными частотами.

Практическая реализация методики.

Объектом исследований являлась

динамически подобная модель (ДПМ) самолета Ту-334. Габаритные размеры

модели составляли: размах крыла 2,91 м, длина фюзеляжа 3,32 м. На время ис-

пытаний модель вывешивалась на подвеске малой жёсткости.

Общий вид экспериментальной установки (

а

), схема расположения и нумера-

ция точек установки датчиков ускорений и приложения сил (

б

) показаны на рис. 1.

Далее приведены значения исследованных собственных тонов колебаний мо-

дели и условные наименования тонов:

р

= 3,435 Гц — симметричный изгиб крыла,

тон I;

р

= 3,784 Гц — изгиб киля, тон I;

р

= 4,267 и 13,57 Гц — антисимметричный

изгиб крыла, тоны I и II;

р

= 4,707 — симметричное кручение крыла, тон I.

При испытаниях проводили настройки режимов фазовых резонансов для

каждого исследуемого тона колебаний модели при монофазном возбуждении

путём подбора амплитуд внешних сил, определяли собственные частоты

p

и

формы колебаний

w

. Затем при постоянных силах и шаговом изменении часто-

ты колебаний в окрестностях собственных частот измеряли синфазные

U

и

квадратурные

V

составляющие ускорений в контрольных точках. Границы этих

окрестностей соответствовали двукратному падению амплитуд квадратурных

составляющих ускорений относительно их резонансных величин. По результа-

там измерений были построены частотные зависимости

котангенсов фазовых

сдвигов φ колебаний контрольных точек модели относительно фазы возбужда-

ющих сил (рис. 2).

Результаты экспериментальных исследований показали, что колебания

контрольных точек конструкции в окрестностях частот фазовых резонансов

являются монофазными, формы монофазных колебаний сохраняются и совпа-

дают с собственными формами колебаний. Это означает, что исследуемые тоны

не связаны между собой посредством демпфирования и в нормальной системе

координат матрица демпфирования диагональная.

Далее были вычислены параметры математической модели самолета (мат-

рицы инерции, жесткости и демпфирования) в нормальной и физической си-

стемах координат. Для проверки адекватности модели реальной динамической

системе сравнивались расчетные и экспериментальные амплитудно-частотные

характеристики (АЧХ) динамически подобной модели. Результаты приведены

на рис. 3, из которого следует, что расчетные и экспериментальные АЧХ доста-

точно близки между собой. Важно отметить, что при идентификации математи-

ческой модели условие близости этих АЧХ не использовалось.