4
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
УДК 629.7.018.4 DOI: 10.18698/0236-3941-2016-4-4-23
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИССИПАТИВНЫХ СВОЙСТВ
КОНСТРУКЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
МОДАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В.А. Бернс
1
v.berns@yandex.ruЕ.П. Жуков
1
zh-ep@yandex.ruД.А. Маринин
2
marinin@iss-reshetnev.ru1
СибНИА им. С.А. Чаплыгина, г. Новосибирск, Российская Федерация
2
АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», г. Железногорск,
Красноярский край, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Одним из этапов создания летательных аппаратов является
разработка их расчетных динамических моделей, использу-
емых для обеспечения эффективности функционирования и
заданного срока эксплуатации изделий. Первоначально
такие модели строятся на основе технической документа-
ции, а затем корректируются по результатам эксперимен-
тального модального анализа конструкций. Предложена
методика идентификации диссипативных свойств кон-
струкций по результатам модальных испытаний методом
фазового резонанса. Натурная динамическая система опи-
сана математической моделью с конечным числом степеней
свободы. Для выявления свойств сил демпфирования ис-
пользованы соотношения между вынужденными монофаз-
ными и собственными колебаниями конструкций. В каче-
стве примера построена математическая модель динамиче-
ски подобной модели самолета, описывающая ряд соб-
ственных тонов колебаний конструкции. Показано хорошее
совпадение расчетных и экспериментальных амплитудно-
частотных характеристик объекта. Приведены результаты
тестовых испытаний натурного самолета, позволяющие
идентифицировать его диссипативные свойства
Идентификация математиче-
ской модели конструкции, экспе-
риментальный модальный ана-
лиз, собственные колебания,
монофазные колебания, матри-
ца демпфирования
Поступила в редакцию 17.12.2015
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
Математические модели в виде дифференциальных уравнений движения широ-
ко используются для решения задач устойчивости, управляемости и эксплуата-
ционной нагруженности летательных аппаратов. Параметрами таких математи-
ческих моделей являются матрицы инерции, жесткости и демпфирования. Мат-
рицы инерции и жесткости строятся на этапе эскизного проектирования по
технической документации конструкций, а затем корректируются по результа-