Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

Рис. 2. Тестовый пример сейсмичес-

кого воздействия

с частотой

ω

, равной частоте

собственных колебаний системы

ω

0

(резонансный режим с энер-

гетическим спектром ускорений

S

¨

y

(

ω

) =

S

2

¨

y

δ

(

ω

ω

0

))

), что пример-

но соответствует 9-балльному зем-

летрясению (рис. 2).

Предельно допустимое пере-

мещение верхнего конца стерж-

ня

u

= 70

см. Предельно до-

пустимое напряжение в заделке

σ

= 150

МПа. Запишем следу-

ющее:

А

πdδ

= 62

,

8

2

площадь сечения стержня;

μ

0

=

ρA

= 16

,

96

кг/м — распределенная масса стержня;

μ

1

=

ρ

в

πd

2

4

= 31

,

41

кг/м — распределенная масса присоединен-

ной воды;

EJ

= 3

,

14

10

5

Н

м

2

— жесткость сечения стержня;

λ

3

EJ

l

3

= 9563

Н/м — жесткость стержня по первой форме ко-

лебаний;

М

= 41

,

24

кг — обобщенная масса системы стержень–вода

по первой форме колебаний; частота колебаний первой формы без

учета присоединенной массы воды

ω

0

= 15

,

77

с

1

, а с таким уче-

том

ω

0

= 15

,

23

c

1

(т.е. учет присоединенной массы воды в рас-

сматриваемом случае можно считать несущественным фактором);

S

˙

y

=

S

¨

y

0

= 0

,

131

м/c — среднеквадратическое отклонение вибро-

системы основания;

β

= 39

,

6

кг/c — коэффициент демпфирования в

уравнении (6).

Из соотношения (11) получаем следующее алгебраическое урав-

нение для определения среднеквадратического отклонения скорости

перемещения верхнего конца стержня:

S

˙

u

=

Z

−∞

=

ω

2

S

f

(

ω

)

4

ω

2

n

2

.

Отсюда находим

S

˙

u

= 3

,

9

м/c,

S

u

= 0

,

136

м. Коэффициент демпфиро-

вания в уравнении (7)

n

= 0

,

48

с

1

. Среднеквадратическое отклонение

максимальных напряжений в стержне

S

σ

=

π

2

Ed

8

l

2

= 3

,

37

МПа.

При времени функционирования

t

= 10

с по формулам (12) и (13)

определяем надежность по перемещениям и напряжениям

Р

1

= 0

,

999

и

Р

2

= 0

,

998

, полный риск

R

= 0

,

003

.

Волновое воздействие

. Рассмотрим расчет стержня на волно-

вые воздействия, возникающие в море при шторме. Здесь колебания

86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2