изоляционной лентой. Как в том, так и в другом случае внутренняя
труба относительно кожуха фиксируется в радиальном направлении с
помощью пальчиковых, проволочных или шариковых опор, в осевом —
дисками. Все они выполнены из материалов с малой теплопровод-
ностью;
•
в ОАО “Криогенмаш” и ОАО “Уралкриогенмаш” созданы ряды
криогенной арматуры, удовлетворяющей требованиям низкотемпера-
турной техники, различных диаметров и назначений. Наиболее удач-
ное конструктивное решение найдено для арматуры, разработанной и
испытанной в ОАО “Криогенмаш”. Арматура создана с проходными
сечениями от 0,032 м до 0,4 м на различные давления, с коэффици-
ентами местного сопротивления от 6,5 до 2,5. Она обеспечивает гер-
метичность во всем диапазоне рабочих температур, имеет вакуумную
изоляцию, удовлетворяет требованиям безопасности, ресурс ее работы
составляет 20 лет и обеспечивает 20 000 циклов срабатываний;
•
разработаны стандартные конструкции сильфонных компенса-
торов, различных диаметров, цапфовые и дисковые опоры, соедини-
тельные муфты, колена трубопроводов, металлорукава и другое ком-
плектующее оборудование криогенных заправочных систем;
•
впервые в стране разработан и создан крупный шаровой резер-
вуар объемом 1400 м
3
для хранения и выдачи жидких кислорода, азота
и водорода (последний — облегченный), разработана технология его
изготовления и монтажа на объекте, решена проблема температур-
ных деформаций внутреннего сосуда в процессе эксплуатации путем
создания независимых систем опор внутреннего сосуда и кожуха, рас-
положенных коаксиально [1].
Теперь при проектировании жидкостных криогенных систем основ-
ное оборудование можно выбирать из унифицированных рядов по
исходным данным, не проводя прочностные и тепловые расчеты этого
оборудования.
В 1970-е годы была выполнена модернизация криогенных систем
заправки на Гагаринском стартовом комплексе. Хранилище было спро-
ектировано и изготовлено в ОКБ-250 Уралвагонзавода, а разводка тру-
бопроводов к ракете в стартовом сооружении была оставлена без из-
менений в соответствии с документацией ВНИИКимаша.
После модернизации хранилище жидкого кислорода, состоящее из
пяти резервуаров с порошково-вакуумной изоляцией объемом 74 м
3
каждый, было вынесено на 100 м от стартового сооружения. Голов-
ная часть резервуаров с арматурой и трубопроводными вводами были
вмонтированы в новое сооружение, в котором размещались четыре
кислородных насоса, производства ООО “Контех-Крио”, производи-
тельностью 1,8 м
3
/мин, что позволяло плавно менять расходы жидкого
кислорода в процессе заправки ракеты.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 15