Previous Page  9 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 21 Next Page
Page Background

изоляционной лентой. Как в том, так и в другом случае внутренняя

труба относительно кожуха фиксируется в радиальном направлении с

помощью пальчиковых, проволочных или шариковых опор, в осевом —

дисками. Все они выполнены из материалов с малой теплопровод-

ностью;

в ОАО “Криогенмаш” и ОАО “Уралкриогенмаш” созданы ряды

криогенной арматуры, удовлетворяющей требованиям низкотемпера-

турной техники, различных диаметров и назначений. Наиболее удач-

ное конструктивное решение найдено для арматуры, разработанной и

испытанной в ОАО “Криогенмаш”. Арматура создана с проходными

сечениями от 0,032 м до 0,4 м на различные давления, с коэффици-

ентами местного сопротивления от 6,5 до 2,5. Она обеспечивает гер-

метичность во всем диапазоне рабочих температур, имеет вакуумную

изоляцию, удовлетворяет требованиям безопасности, ресурс ее работы

составляет 20 лет и обеспечивает 20 000 циклов срабатываний;

разработаны стандартные конструкции сильфонных компенса-

торов, различных диаметров, цапфовые и дисковые опоры, соедини-

тельные муфты, колена трубопроводов, металлорукава и другое ком-

плектующее оборудование криогенных заправочных систем;

впервые в стране разработан и создан крупный шаровой резер-

вуар объемом 1400 м

3

для хранения и выдачи жидких кислорода, азота

и водорода (последний — облегченный), разработана технология его

изготовления и монтажа на объекте, решена проблема температур-

ных деформаций внутреннего сосуда в процессе эксплуатации путем

создания независимых систем опор внутреннего сосуда и кожуха, рас-

положенных коаксиально [1].

Теперь при проектировании жидкостных криогенных систем основ-

ное оборудование можно выбирать из унифицированных рядов по

исходным данным, не проводя прочностные и тепловые расчеты этого

оборудования.

В 1970-е годы была выполнена модернизация криогенных систем

заправки на Гагаринском стартовом комплексе. Хранилище было спро-

ектировано и изготовлено в ОКБ-250 Уралвагонзавода, а разводка тру-

бопроводов к ракете в стартовом сооружении была оставлена без из-

менений в соответствии с документацией ВНИИКимаша.

После модернизации хранилище жидкого кислорода, состоящее из

пяти резервуаров с порошково-вакуумной изоляцией объемом 74 м

3

каждый, было вынесено на 100 м от стартового сооружения. Голов-

ная часть резервуаров с арматурой и трубопроводными вводами были

вмонтированы в новое сооружение, в котором размещались четыре

кислородных насоса, производства ООО “Контех-Крио”, производи-

тельностью 1,8 м

3

/мин, что позволяло плавно менять расходы жидкого

кислорода в процессе заправки ракеты.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 15