Previous Page  6 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 21 Next Page
Page Background

железнодорожных вагонов. Необходимо отметить, что руководство

этого завода новый заказ приняло в штыки и делало все возможное

для отказа от этой работы. И лишь усилиями академиков С.П. Королева

и В.П. Бармина удалось убедить руководство создать на этом заводе

новое КБ (ОКБ-250) во главе с М.Н. Веремьевым и осуществить раз-

работку и производство железнодорожных агрегатов для перевозки

жидких кислорода и азота с совершенной порошково-вакуумной изо-

ляцией, обеспечивших доставку на стартовые комплексы криогенных

компонентов топлива.

Начиная с 1950-х годов это подразделение Уральского вагоностро-

ительного завода превратилось в современное предприятие, созда-

вавшее не только железнодорожные средства перевозки криоген-

ных жидкостей (включая жидкий водород), но и автомобильные

заправщики–перевозчики низкотемпературных жидкостей, а также

стационарные заправочные криогенные системы.

На предприятии проводились не только новые конструкторские

разработки, но и научные работы (в частности, по водороду высокого

давления). По существу, на этом заводе была создана новая отрасль —

отрасль криогенного машиностроения со своим сборочным цехом и

лабораторией.

В то же время во ВНИИКимаше было разработано и освоено про-

изводство автомобильных цистерн различного объема. В этих цистер-

нах можно было перевозить жидкие кислород и азот и на железно-

дорожном транспорте. Впервые в криогенной технике был внедрен

легкий алюминиевый сплав АМГ-6, освоена его сварка, созданы би-

металлические переходники и совершенная изоляция.

В целях интенсификации работ по криогенной тематике, и в пер-

вую очередь, для ракетно-космической техники, в 1967 г. на базе ба-

лашихинского филиала ВНИИКимаша и машиностроительного заво-

да им. 40-летия Октября был создан головной институт в области

криогенной техники — научно-исследовательский институт криоген-

ного машиностроения “ВНИИкриогенмаш” (в последствии НПО и

ОАО “Криогенмаш”), состоящий из научно-исследовательского инсти-

тута, машиностроительного завода и опытного производства, на кото-

рый возлагалось выполнение научно-исследовательских, проектных,

опытно-конструкторских работ, изготовление, испытание и отладка

разнообразного криогенного оборудования, в том числе для наземных

систем ракетно-космических комплексов.

Директором и генеральным конструктором объединения был на-

значен крупный ученый, член-корреспондент АН СССР В.П. Беляков.

Следует обратить внимание, что В.П. Беляков, создавая крупный на-

учный центр криогенной техники, подчинил опытное производство

12 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2