железнодорожных вагонов. Необходимо отметить, что руководство
этого завода новый заказ приняло в штыки и делало все возможное
для отказа от этой работы. И лишь усилиями академиков С.П. Королева
и В.П. Бармина удалось убедить руководство создать на этом заводе
новое КБ (ОКБ-250) во главе с М.Н. Веремьевым и осуществить раз-
работку и производство железнодорожных агрегатов для перевозки
жидких кислорода и азота с совершенной порошково-вакуумной изо-
ляцией, обеспечивших доставку на стартовые комплексы криогенных
компонентов топлива.
Начиная с 1950-х годов это подразделение Уральского вагоностро-
ительного завода превратилось в современное предприятие, созда-
вавшее не только железнодорожные средства перевозки криоген-
ных жидкостей (включая жидкий водород), но и автомобильные
заправщики–перевозчики низкотемпературных жидкостей, а также
стационарные заправочные криогенные системы.
На предприятии проводились не только новые конструкторские
разработки, но и научные работы (в частности, по водороду высокого
давления). По существу, на этом заводе была создана новая отрасль —
отрасль криогенного машиностроения со своим сборочным цехом и
лабораторией.
В то же время во ВНИИКимаше было разработано и освоено про-
изводство автомобильных цистерн различного объема. В этих цистер-
нах можно было перевозить жидкие кислород и азот и на железно-
дорожном транспорте. Впервые в криогенной технике был внедрен
легкий алюминиевый сплав АМГ-6, освоена его сварка, созданы би-
металлические переходники и совершенная изоляция.
В целях интенсификации работ по криогенной тематике, и в пер-
вую очередь, для ракетно-космической техники, в 1967 г. на базе ба-
лашихинского филиала ВНИИКимаша и машиностроительного заво-
да им. 40-летия Октября был создан головной институт в области
криогенной техники — научно-исследовательский институт криоген-
ного машиностроения “ВНИИкриогенмаш” (в последствии НПО и
ОАО “Криогенмаш”), состоящий из научно-исследовательского инсти-
тута, машиностроительного завода и опытного производства, на кото-
рый возлагалось выполнение научно-исследовательских, проектных,
опытно-конструкторских работ, изготовление, испытание и отладка
разнообразного криогенного оборудования, в том числе для наземных
систем ракетно-космических комплексов.
Директором и генеральным конструктором объединения был на-
значен крупный ученый, член-корреспондент АН СССР В.П. Беляков.
Следует обратить внимание, что В.П. Беляков, создавая крупный на-
учный центр криогенной техники, подчинил опытное производство
12 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2