Previous Page  11 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 21 Next Page
Page Background

Особенности криогенных систем для охлаждения горючего на

стартовых комплексах ракеты “Союз”.

В целях увеличения плот-

ности углеводородных горючих керосина и нафтила перед заправкой

в топливные баки различных модификаций ракеты “Союз” требует-

ся их охлаждение до отрицательных температур. При этом керосин,

предназначенный для заправки в топливные баки первой и второй сту-

пеней ракеты, должен охлаждаться до среднемассовой температуры

3

±

2

С, а горючее нафтил, предназначенное для заправки топлив-

ного бака третьей ступени ракеты, — до

30

±

2

С. Отмеченные об-

стоятельства потребовали создания на стартовых комплексах “Союз”

систем охлаждения горючего, которые были выполнены в НПП “Крио-

сервис”. Для различных стартовых комплексов специалистами этого

предприятия по заказу КБОМ им. В.П. Бармина (а затем НИИ старто-

вых комплексов им. В.П. Бармина) были созданы 12 систем охлажде-

ния горючего путем бесконтактного теплообмена с жидким азотом по

схеме, приведенной на рис. 1, которые успешно функционируют и в

настоящее время.

Процесс охлаждения осуществляется в секциях теплообменника–

охладителя керосина путем его перекачки насосами по замкнуто-

му контуру: емкость заправочной системы–насос–теплообменник–

емкость. Жидкий азот в теплообменники подается вытеснением его

газообразным азотом из стационарных или транспортных резервуа-

ров. Распределение потоков горючего и жидкого азота по секциям

теплообменников осуществляется с помощью блока арматуры. После

испарения и отвода от горючего необходимого количества теплоты

газообразный азот отводится в дренажную систему стартового ком-

плекса.

Рис. 1. Схема установки охлаждения горючего с использованием жидкого азота

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 17