Previous Page  13 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 21 Next Page
Page Background

жидкого азота на выполнение операции охлаждения. Наименьшие от-

носительные затраты жидкого азота при охлаждении углеводородного

горючего на один градус составляют 0,009. . . 0,0094 1/K при тепловых

сопротивлениях изоляции емкости системы заправки 0,5. . . 1 м

2

K/Вт,

что подтверждено в ходе эксплуатации системы охлаждения [3].

Использование технологий охлаждения во внешних по отношению

к емкости заправочной системы теплообменниках основано на органи-

зации циркуляции топлива через теплообменники, а в случае приме-

нения технологий охлаждения с промежуточным теплоносителем — и

топлива, и теплоносителя [9–11], что требует включения в систему на-

сосов, при работе которых выделяется тепловая энергия, снижающая

эффективность процессов охлаждения ракетного топлива.

Применение технологий охлаждения КРТ с использованием

жидкого азота и теплообменников, размещенных непосредственно

в емкости системы заправки наземного комплекса, схема которой

приведена на рис. 2, не требует насосов и позволяет осуществлять

режимы охлаждения топлива с большей эффективностью [12].

Температурная подготовка топлива в емкости

1

перед заправкой

в ракетный бак

11

проводится посредством теплообмена с наружной

поверхностью теплообменника

3

. Режим охлаждения топлива осуще-

ствляется подачей жидкого азота из емкости

2

при поступлении в нее

под давлением газообразного азота из хранилища газообразного азо-

та

4

через газовый редуктор

5

. Жидкий азот вводится в нижнюю часть

теплообменника

3

и вследствие теплообмена с топливом переходит в

Рис. 2. Схема системы заправки жидким азотом [12] стартового комплекса с

предварительным охлаждением ракетного топлива во внутреннем простран-

стве емкости–хранилища:

1

и

2

— емкости с топливом и жидким азотом;

3

— теплообменник;

4

— хранили-

ще газообразного азота высокого давления;

5

— газовый редуктор;

6

— насос;

7

запорная арматура;

8

— воздухонагреватель;

9

— компрессор;

10

— фильтр;

11

топливный бак;

12

— барботер газообразного азота

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 19