Previous Page  7 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 21 Next Page
Page Background

и машиностроительный завод задачам научно-исследовательского ин-

ститута (а не наоборот, как часто имеет место сейчас). Это способ-

ствовало созданию криогенного оборудования высокого уровня, не

уступающего иностранному, а иногда превосходящего его.

В целях создания совершенного криогенного заправочного обору-

дования многие технические вопросы пришлось решать впервые, для

этого требовались проведение крупных научно-исследовательских и

конструкторских работ и стендовая отработка.

Поэтому в лабораториях и конструкторских отделах Криогенма-

ша под общим руководством В.П. Белякова и его первого заместителя

Н.В. Филина были проведены такие работы. Особое внимание было

уделено исследованию процессов, происходящих на переходных ре-

жимах при транспортировании криогенных жидкостей.

На переходных режимах работы криогенных систем наряду с про-

цессами, характерными для неустановившегося движения однофаз-

ной высококипящей жидкости, возникают процессы, типичные только

для криогенных жидкостей. Их многообразие и интенсивные динами-

ческие нагрузки при этом приводили к отказам и даже разрушени-

ям оборудования криогенных систем, а иногда и топливных систем

ракеты.

На переходных режимах, когда в системе резко повышается да-

вление, происходит интенсивное заполнение паровых полостей. Кон-

денсация паровой фазы на границе газ–жидкость, которая становится

существенно недогретой по отношению к повышенному давлению,

способствует возникновению гидравлического удара с амплитудой, на

порядок и более превышающей первоначальное возмущение. Близкое

к этому (повышенный гидроудар) происходит и при открытии клапа-

нов криогенных систем. Это связано с прекращением и возобновлени-

ем через некоторое время подачи жидкости в систему заправки [1].

Особенно интенсивные гидроудары возникают, когда клапан, от-

крывающийся против потока, под действием жидкости вновь пере-

крывает проходное сечение. В ОАО “Криогенмаш” были проведены

исследования причин возникновения повышенных гидроударов в раз-

личных элементах криогенных систем, созданы математические мо-

дели расчетов и разработаны меры борьбы с ними, обеспечившие

безаварийность работы всех криогенных заправочных систем ракетно-

космических комплексов.

Экспериментально были исследованы процессы, возникающие при

подаче криогенной жидкости в “теплую” магистраль. Установлено, что

по мере продвижения жидкости по магистрали и ее прогреве поток

распадается и, если пропускная способность по пару становится не-

достаточной, наступает режим запирания с повышением давления и

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 13