Previous Page  12 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 21 Next Page
Page Background

Сложность создания таких установок состояла в исключении за-

мерзания ракетного горючего в связи с большой разностью температур

между кипящим азотом и охлаждаемыми компонентами, преимуще-

ство — в исключении загрязнения окружающей среды и сохранении

горючего при охлаждении в кондиции по параметрам газо- и влагосо-

держания.

Работы по исследованию и моделированию охлаждения компонен-

тов ракетного топлива с использованием жидкого азота были прове-

дены в МГТУ им. Н.Э. Баумана [2–12].

Моделирование процессов охлаждения углеводородного горюче-

го с использованием жидкого азота и секций теплообменников типа

“труба в трубе” [2, 3, 7] позволяет прогнозировать параметры и эффек-

тивность охлаждения горючего по относительным затратам жидкого

азота

m

a

в зависимости от относительной массы емкости заправочной

системы

m

е

, ее теплоемкости, расхода азота в секциях теплообменни-

ков

G

а.с.т

и числа таких секций

n

в системе охлаждения горючего с

использованием следующих соотношений:

m

a

=

nG

а.с.т

с

г

+

m

е

с

е

+

n

X

m

i

c

i

k

e

F

e

+

n

(

k

тр

F

тр

+

k

т

F

т

+

G

а.с.т

c

a

)

ln

Т

г.к

Т

г.п

Т

г.н

Т

г.п

;

Т

г.п

=

k

e

F

e

T

н

+

n

{

Q

н

+

k

тр

F

тр

T

н

+

k

т

F

т

T

н

+

G

а.с.т

[

r

a

c

a

(

T

к.a

Δ

T

ндр

)]

}

k

e

F

e

+

n

(

k

тр

F

тр

+

k

т

F

т

+

G

а.с.т

c

a

)

,

m

a

=

m

a

m

г

;

m

е

=

m

е

m

г

;

m

i

=

m

i

m

г

,

где

m

а

— масса азота, затрачиваемая на процесс охлаждения;

m

г

,

m

е

массы охлаждаемого горючего и емкости заправочной системы;

m

i

,

c

i

— массы и удельные теплоемкости элементов в циркуляционном

контуре горючего в секции теплообменника;

с

г

,

с

е

,

с

а

— удельные те-

плоемкости горючего, емкости и газообразного азота;

k

e

,

F

e

— коэф-

фициент теплопередачи и площадь поверхности емкости;

Т

н

— тем-

пература наружного воздуха;

k

тр

,

F

тр

— коэффициент теплопередачи и

площадь поверхности труб в контуре циркуляции горючего;

k

т

,

F

т

коэффициент теплопередачи и площадь поверхности секции тепло-

обменника;

Т

г.н

,

Т

г.к

– начальная и конечная температуры горючего;

Т

к.а

— температура кипения азота в секции теплообменника;

Δ

Т

ндр

температурный перепад недорекуперации газообразного азота в сек-

ции теплообменника;

r

а

— удельная теплота кипения азота.

При моделировании процессов охлаждения горючего и характе-

ристик оборудования контура охлаждения с использованием приве-

денных соотношений выявлены предпочтительные режимы подачи

жидкого азота в установку при суммарных расходах 0,3. . . 0,6 кг/с,

при которых обеспечиваются минимальные относительные затраты

18 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2