Previous Page  15 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 21 Next Page
Page Background

Рис. 4. Изменение КПД систем охлаждения жидким азотом горючего в зависи-

мости от уровня понижения его температуры:

1

– результаты численного моделирования при охлаждении горючего с исполь-

зованием жидкого азота и теплообменника, размещенного непосредственно в

емкости системы заправки;

2

,

3

– экспериментальные [3] и расчетные значения при

охлаждении горючего методом криогенного барботажа

Эффективность процесса охлаждения горючего для различных ва-

риантов построения систем охлаждения при использовании в качестве

источника холода жидкого азота может оцениваться по значению КПД

(

η

) системы охлаждения, который определяется соотношением

η

=

1

m

a

c

г

(

Т

г.н

Т

г.к

)

r

a

+

c

a

Т

г

Т

к.a

,

где

Т

г

, c

г

, c

a

— средние значения температуры и удельной теплоемко-

сти горючего и удельной теплоемкости азота в диапазоне температур

Т

г.н

. . .

Т

г.к

.

На рис. 4 приведены экспериментальные значения и данные мо-

делирования по изменению коэффициента

η

в зависимости от уров-

ня понижения температуры горючего нафтил в емкости заправочной

системы для нескольких вариантов построения системы охлаждения

горючего с использованием жидкого азота.

По результатам моделирования КПД системы охлаждения горюче-

го с использованием жидкого азота и теплообменника, размещенного

непосредственно в емкости системы заправки, на 0,2–0,3 выше по

сравнению с технологией охлаждения ракетного топлива с использо-

ванием внешних теплообменников типа “труба в трубе” при теплооб-

мене с кипящим жидким азотом, и только на 0,1–0,15 уступает тех-

нологии охлаждения топлива методом криогенного барботажа [3, 10].

При этом технология охлаждения ракетного топлива с использовани-

ем жидкого азота и теплообменников применима к любым высоко-

кипящим КРТ, в отличие от метода криогенного барботажа, который

применим только к углеводородным горючим.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 21