Previous Page  14 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 21 Next Page
Page Background

газообразное состояние и отводится в дренажную магистраль системы

заправки наземного комплекса. Для повышения эффективности тепло-

обмена между холодным азотом и топливом, а также исключения его

намерзания на наружной поверхности теплообменника, внутренний

объем теплообменника заполнен антифризом. При этом подача жидко-

го азота в теплообменник с антифризом происходит через барботер,

что обеспечивает интенсивный теплообмен между диспергированным

жидким азотом и антифризом и через стенку теплообменника — с топ-

ливом. Для перемешивания и выравнивания температуры топлива в

емкости может использоваться насос

6

заправочной системы. Для до-

стижения той же цели может использоваться барботаж емкости сухим

газообразным азотом через барботер

12

. При этом происходит уда-

ление из топлива растворенной воды. После охлаждения топлива до

требуемой температуры, в случае применения для перемешивания и

обезвоживания топлива барботажа сухим азотом, проводится операция

рассыщения топлива [12].

Результаты численного моделирования изменения температур го-

рючего нафтил в емкости заправочной системы с расположенным в

ней теплообменником с антифризом А-65 при охлаждении жидким

азотом, приведенные на рис. 3, свидетельствуют о возможности про-

ведения операции охлаждения топлива за сравнимый период, выпол-

няемой штатной системой охлаждения [2, 3].

При этом исключается опасность намерзания топлива на теплооб-

менных поверхностях за счет охлаждения и поддержания температуры

антифриза выше температуры затвердевания топлива, что достигается

уменьшением расхода подачи жидкого азота в теплообменник с ан-

тифризом и приводит к уменьшению затрат криогенного продукта на

выполнение операции охлаждения топлива [12].

Рис. 3. Результаты моделирования изменения температуры горючего нафтил

в емкости заправочной системы третьей ступени ракеты-носителя “Союз”

при выполнении операции охлаждения с использованием жидкого азота и

теплообменника, расположенного во внутреннем пространстве емкости:

1

— температура горючего;

2

— температура антифриза А-65

20 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2