Заправка ракеты жидким азотом осуществлялась вытеснением
жидкого азота из резервуара емкостью 33 м
3
, размещенного в этом
же сооружении. Модернизация системы подачи азота высокого да-
вления была осуществлена позже, в конце 1990-х годов при участии
предприятия “Криосервис”, путем замены износившихся насосных
агрегатов.
Эти системы в модернизированном виде (трубопроводы и арматура
заменены на коррозионно-стойкие, улучшена изоляция и др.) успешно
функционируют и в настоящее время.
В 1980-е годы на базе созданного к этому времени криогенного
оборудования нового поколения была проведена коренная модерни-
зация системы заправки кислородом и азотом на втором стартовом
комплексе “Союз” космодрома “Байконур”. Вновь было создано хра-
нилище жидких кислорода и азота. Оно было размещено на открытом
воздухе под навесом на расстоянии 200 м от стартового сооружения.
Хранилище жидкого кислорода состоит из четырех резервуаров, объ-
емом 250 м
3
заводского изготовления с экранно-вакуумной изоляци-
ей, блока испарителей наддува, системы трубопроводной обвязки с
экранно-вакуумной изоляцией. В состав азотной системы включены
резервуар РЦГ-100/0,6 (объем 100 м
3
), расположенный вблизи кисло-
родных резервуаров, и магистральные вакуумные трубопроводы. Бы-
ли сохранены схемы разводки коммуникаций по стартовому сооруже-
нию, принципы стыковки (расстыковки) системы с ракетой. Все тру-
бопроводы были выполнены из коррозионно-стойкой стали с экранно-
вакуумной изоляцией и новой арматурой. Заправка баков ракеты осу-
ществлялась дистанционно методом вытеснения без существенного
изменения технологии заправки.
В системе исключена необходимость подпитки хранилища
жидким кислородом, в процессе заправки существенно уменьшены
потери продуктов. Эти и другие научно-исследовательские и конструк-
торские работы обеспечили создание криогенных заправочных систем
второго поколения и, в первую очередь, комплексов “Энергия–Буран”
и “Зенит”. Они значительно превосходили своих предшественников
по всем параметрам.
Интересная и достаточно сложная работа в КБОМ, а затем в НИИ
СК им. В.П. Бармина была выполнена в 2010–2013 гг. по доработкам
стартового комплекса “Союз” на космодроме “Плесецк” для обеспече-
ния пуска новой ракеты легкого класса “Союз 2-1в” (заправка жидким
переохлажденным кислородом блока “А” ракеты — 90 т и блока “И” —
16,5 т). Доработка кислородной системы состояла в необходимости
охлаждения кислорода в условиях смонтированной системы с огра-
ниченными площадями для размещения оборудования охлаждения с
сохранением системы для обеспечения заправки ракет “Союз 2-1а” и
“Союз 2-1б”.
16 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2