Previous Page  5 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 21 Next Page
Page Background

годов, явились создание ферритной стали марки 06НЗ с низким со-

держанием никеля и технология ее автоматической сварки под флю-

сом (совместно с институтом электросварки им. Е.О. Патона). Также

были проведены исследования и даны рекомендации по применению

оловянно-свинцовых припоев, а затем создана совместно с металлур-

гами и более совершенная никелевая коррозионно-стойкая сталь.

В 1949–1953 гг. в отделе главного конструктора ВНИИКимаша

Б.С. Жданова были созданы заправщики и подпитчики жидкого кис-

лорода для комплексов ракет Р-2 и Р-5.

В 1954 г. во ВНИИКимаше было создано ОКБ, где сосредоточи-

лась вся дальнейшая работа по космическим системам (руководители

Б.С. Жданов и Д.И. Талалов).

В 1953–1956 гг. по техническому заданию ОКБ-1, согласованному

с ГСКБ “Спецмаш”, в ОКБ ВНИИКимаша были разработаны, а затем

построены первая жидкостная стационарная система заправки первой

межконтинентальной ракеты Р-7 жидкими кислородом и азотом, обес-

печивающая заправку и подпитку первой и второй ступеней ракеты

при подготовке к старту, а также агрегат, обеспечивающий стартовый

комплекс и ракету азотом высокого (24МПа) давления и состоящий из

четырех газификационных установок СГУ-7 Одесского объединения

“Кислородмаш”. Хранение 200 т жидкого кислорода и нескольких тонн

азота было осуществлено в цилиндрических резервуарах, изолирован-

ных стекломатами с потерями менее 5% в сутки. Жидкий кислород

в топливные баки ракеты подавался четырьмя центробежными насо-

сами по латунным трубопроводам, теплоизолированным мипорой и

киперной лентой. Хранилище пополнялось из построенного на старте

кислородного завода (позднее законсервированного) и железнодорож-

ных цистерн, изготовленных на Уральском вагоностроительном заводе

(г. Нижний Тагил). Подача в ракету жидкого азота осуществлялась вы-

теснением газообразным азотом, подаваемым из газовых хранилищ

стартового комплекса.

Смонтированные на первом стартовом комплексе космодрома

“Байконур” такие системы в числе других обеспечили решение задач

по выводу на орбиту вокруг Земли первого искусственного спутни-

ка, полет первого человека в космос, полеты космических аппаратов

различного назначения вокруг Земли и в дальний космос.

Через несколько лет были созданы четыре стартовых комплекса

для пуска ракет типа Р-7 на космодроме “Плесецк” и второй комплекс

на космодроме “Байконур”. Криогенное оборудование для них было

создано по чертежам ВНИИКимаш, аналогично первому.

В 1953–1963 гг. возникла проблема перевозки криогенных топлив

с заводов на полигоны. Для создания железнодорожных средств пе-

ревозки криогенных продуктов были привлечены специалисты Ураль-

ского вагоностроительного завода, где имелся опыт создания грузовых

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 11