годов, явились создание ферритной стали марки 06НЗ с низким со-
держанием никеля и технология ее автоматической сварки под флю-
сом (совместно с институтом электросварки им. Е.О. Патона). Также
были проведены исследования и даны рекомендации по применению
оловянно-свинцовых припоев, а затем создана совместно с металлур-
гами и более совершенная никелевая коррозионно-стойкая сталь.
В 1949–1953 гг. в отделе главного конструктора ВНИИКимаша
Б.С. Жданова были созданы заправщики и подпитчики жидкого кис-
лорода для комплексов ракет Р-2 и Р-5.
В 1954 г. во ВНИИКимаше было создано ОКБ, где сосредоточи-
лась вся дальнейшая работа по космическим системам (руководители
Б.С. Жданов и Д.И. Талалов).
В 1953–1956 гг. по техническому заданию ОКБ-1, согласованному
с ГСКБ “Спецмаш”, в ОКБ ВНИИКимаша были разработаны, а затем
построены первая жидкостная стационарная система заправки первой
межконтинентальной ракеты Р-7 жидкими кислородом и азотом, обес-
печивающая заправку и подпитку первой и второй ступеней ракеты
при подготовке к старту, а также агрегат, обеспечивающий стартовый
комплекс и ракету азотом высокого (24МПа) давления и состоящий из
четырех газификационных установок СГУ-7 Одесского объединения
“Кислородмаш”. Хранение 200 т жидкого кислорода и нескольких тонн
азота было осуществлено в цилиндрических резервуарах, изолирован-
ных стекломатами с потерями менее 5% в сутки. Жидкий кислород
в топливные баки ракеты подавался четырьмя центробежными насо-
сами по латунным трубопроводам, теплоизолированным мипорой и
киперной лентой. Хранилище пополнялось из построенного на старте
кислородного завода (позднее законсервированного) и железнодорож-
ных цистерн, изготовленных на Уральском вагоностроительном заводе
(г. Нижний Тагил). Подача в ракету жидкого азота осуществлялась вы-
теснением газообразным азотом, подаваемым из газовых хранилищ
стартового комплекса.
Смонтированные на первом стартовом комплексе космодрома
“Байконур” такие системы в числе других обеспечили решение задач
по выводу на орбиту вокруг Земли первого искусственного спутни-
ка, полет первого человека в космос, полеты космических аппаратов
различного назначения вокруг Земли и в дальний космос.
Через несколько лет были созданы четыре стартовых комплекса
для пуска ракет типа Р-7 на космодроме “Плесецк” и второй комплекс
на космодроме “Байконур”. Криогенное оборудование для них было
создано по чертежам ВНИИКимаш, аналогично первому.
В 1953–1963 гг. возникла проблема перевозки криогенных топлив
с заводов на полигоны. Для создания железнодорожных средств пе-
ревозки криогенных продуктов были привлечены специалисты Ураль-
ского вагоностроительного завода, где имелся опыт создания грузовых
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 11