Previous Page  17 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 21 Next Page
Page Background

Технические характеристики системы охлаждения керосина (нафтила) жидким

азотом на стартовом комплексе ракеты “Cоюз-СТ”

Число резервуаров жидкого азота, шт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Вместимость внутреннего сосуда резервуара, м

3

. . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Масса жидкого азота в резервуаре, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не более 85 760

Количество охлаждаемого керосина в заправщике, кг:

железнодорожном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 000

автомобильном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 500

Минимальная температура охлаждения горючего в заправщике,

С:

железнодорожном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

±

2

автомобильном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . – 34

Расход горючего через каждый охладитель, м

3

/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Максимальное время охлаждения горючего в железнодорожном

заправщике, ч:

при работе одного насоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

при работе двух насосов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

в автомобильном заправщике при работе одного насоса . . . . . . . 4

В результате реализации проекта “Союз” в Гвианском космическом

центре был создан комплекс запуска (рис. 5) с криогенными системами

с самыми высокими техническими характеристиками по сравнению с

другими зарубежными и отечественными аналогами.

Комплекс подготовки запуска ракеты “Союз-СТ” отличается ком-

пактностью (его площадь в разы меньше, чем у аналогов), удобством

эксплуатации. Численность расчета пуска на нем в 2 раза меньше, чем

на аналогичных комплексах на космодромах “Байконур” и “Плесецк”.

Многие технические решения по криогенным системам использу-

ются в настоящее время при создании космодрома “Восточный”.

Заключение.

Полученный опыт при создании и модернизации

криогенных систем на стартовых комплексах ракет-носителей “Союз”

и созданная научно-техническая база криогенной техники позволяют

использовать ряды основных комплектующих элементов (резервуары,

секции трубопроводов, арматуру, приборы, компенсационные узлы и

др.) для создания современных криогенных систем для заправки ракет

жидкими криогенными продуктами. В связи с этим в настоящее время

к работам по созданию новых систем заправки ракет криогенным топ-

ливом специализированные предприятия привлекаются только на ста-

дии рабочего проектирования и изготовления оборудования. На более

ранних стадиях работы проводит головная организация по стартовому

комплексу.

С помощью ракетных комплексов ракеты Р-7 и ее модификаций

в РФ осуществлены многие грандиозные задачи в освоении космиче-

ского пространства. Стартовые комплексы и, естественно, криогенное

оборудование прошли многоэтапный путь развития, позволивший в

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 23