Технические характеристики системы охлаждения керосина (нафтила) жидким
азотом на стартовом комплексе ракеты “Cоюз-СТ”
Число резервуаров жидкого азота, шт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Вместимость внутреннего сосуда резервуара, м
3
. . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Масса жидкого азота в резервуаре, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не более 85 760
Количество охлаждаемого керосина в заправщике, кг:
железнодорожном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 000
автомобильном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 500
Минимальная температура охлаждения горючего в заправщике,
◦
С:
железнодорожном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
−
3
±
2
автомобильном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . – 34
Расход горючего через каждый охладитель, м
3
/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Максимальное время охлаждения горючего в железнодорожном
заправщике, ч:
при работе одного насоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
при работе двух насосов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
в автомобильном заправщике при работе одного насоса . . . . . . . 4
В результате реализации проекта “Союз” в Гвианском космическом
центре был создан комплекс запуска (рис. 5) с криогенными системами
с самыми высокими техническими характеристиками по сравнению с
другими зарубежными и отечественными аналогами.
Комплекс подготовки запуска ракеты “Союз-СТ” отличается ком-
пактностью (его площадь в разы меньше, чем у аналогов), удобством
эксплуатации. Численность расчета пуска на нем в 2 раза меньше, чем
на аналогичных комплексах на космодромах “Байконур” и “Плесецк”.
Многие технические решения по криогенным системам использу-
ются в настоящее время при создании космодрома “Восточный”.
Заключение.
Полученный опыт при создании и модернизации
криогенных систем на стартовых комплексах ракет-носителей “Союз”
и созданная научно-техническая база криогенной техники позволяют
использовать ряды основных комплектующих элементов (резервуары,
секции трубопроводов, арматуру, приборы, компенсационные узлы и
др.) для создания современных криогенных систем для заправки ракет
жидкими криогенными продуктами. В связи с этим в настоящее время
к работам по созданию новых систем заправки ракет криогенным топ-
ливом специализированные предприятия привлекаются только на ста-
дии рабочего проектирования и изготовления оборудования. На более
ранних стадиях работы проводит головная организация по стартовому
комплексу.
С помощью ракетных комплексов ракеты Р-7 и ее модификаций
в РФ осуществлены многие грандиозные задачи в освоении космиче-
ского пространства. Стартовые комплексы и, естественно, криогенное
оборудование прошли многоэтапный путь развития, позволивший в
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 2 23