при постановке организованных помех. Применительно к АСУ КП пилоти-
руемой космонавтики их влиянием обычно пренебрегают.
Подводя итоги, сделаем вывод, что обобщенные характеристики точности
измерений при использовании траекторного контроля КС, приведенные к
эквивалентной предельной ошибке измерения относительной дальности
δ
д
,
могут быть условно представлены в виде
δ
д
= 2
,
7
vuut
n
X
i
=1
∂
Д
∂ξ
i
σ
ξ
i
2
v
+
m
X
j
=1
∂
Д
∂ξ
j
σ
ξ
j
2
c
,
(3)
где слагаемые с индексом “
с
” представляют собой погрешности от действую-
щих факторов, объективно не поддающихся улучшению в результате целена-
правленной деятельности разработчиков измерительных систем и АСУ КП в
целом. Другими словами, значение
δ
д
с
будет характеризовать теоретический
предел точности системы, улучшить который на настоящем уровне знаний
невозможно. Значение параметра
δ
д
v
может варьироваться в зависимости от
совершенства реализуемых технологий и средств, причем вклад каждой из
его составляющих может быть различным на разных временных интервалах
существования системы.
Требования к точности решения задач координатного обеспечения
управления движением существующих и перспективных КА.
Для суще-
ствующих КС все более актуальным становится расширение областей авто-
номного функционирования. При этом качество БНО решения целевых задач
заметно понижается, что в значительной мере уменьшает эффективность его
применения.
Другим важным обстоятельством является то, что настоящий период раз-
вития космической техники характеризуется проведением этапов летных ис-
пытаний новых ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) различно-
го класса, характеризуемых широким внедрением методов терминального
управления. Их применение приводит к значительному повышению точно-
сти выведения КА на орбиту, уменьшению ошибок прогнозирования райо-
нов падения отработавших ступеней и т.д. Все это, в свою очередь, требует
пересмотра требований по точности решения навигационных задач. Так, в
частности отработка новых РН и РБ требует получения информации о траек-
ториях их полета в оперативном режиме с точностью по положению порядка
2,5 км, а в апостериорном режиме (этапе послеполетного анализа) — на уров-
не предельной ошибки, не превышающей 50 м. В настоящее время ни одно
из измерительных средств существующего НАКУ не в состоянии обеспечить
достижение такого уровня точностей.
В табл. 2 приведены предельно допустимые ошибки определения поло-
жения КА различного назначения относительно номинальной орбиты.
В результате анализа данных выявили, что уровень требований в пер-
спективе должен быть повышен по отношению к существующим системам в
несколько раз, а в ряде случаев более чем на порядок.
Как следует из табл. 2, по уровню точности измерений особенно высокие
требования предъявляются к перспективной космической навигационной си-
стеме (модернизированной ГЛОНАСС). Выполнение требований по точности
эфемеридного обеспечения ГЛОНАСС достигается при повышении требова-
ний к точности ИТНП практически в 3-4 раза: для беззапросных средств по
уровню предельной ошибки 0,7 м при кодовом режиме измерений и почти на
порядок меньшей в режиме измерения фазы несущего сигнала. Требования
к точности ИТНП, реализуемым по межспутниковым трактам ГЛОНАСС, в
целях автономности эфемеридного и частотно-временного обеспечения оце-
нивается значением до 0,5 м по уровню предельной ошибки.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1 21