ется одним их ключевых понятий теории динамических систем, количествен-
но определяющих свойство управляемости, относящееся к числу фундамен-
тальных системообразующих свойств, рассматриваемых в общей теории [7].
Распространение указанного понятия на класс обсуждаемых задач позво-
ляет рассматривать целевые и информационно-технологические показатели,
характеризующие возможности АСУ КП в динамике, т.е. в функции времени,
осуществляя перераспределение задач сбора, обработки и анализа информа-
ции с учетом текущей обстановки, складывающейся в процессе полета, либо
обстановки, изменяющейся согласно прогнозируемым сценариям на стадии
стратегического планирования полета.
Вторым важным обстоятельством является то, что в отличие от подхо-
да, при котором свертка векторного критерия качества к детерминированной
эквивалентной предельной ошибке измерений осуществлялась на начальной
стадии решения, в обсуждаемом методе такая необходимость отсутствует в
силу возможности замены процедуры проецирования множества достижи-
мости нестационарных конечно-мерных динамических систем с перестра-
иваемой структурой на соответствующие координатные оси в пространстве
состояний процедурой его проецирования на оси координатного базиса в про-
странстве целевых (критериальных) функций. Методика построения обла-
стей достижимости для динамических моделей, описывающих функциони-
рование АСУ КП, достаточно подробно описана в работе [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С о л о в ь е в В. А., Л ы с е н к о Л. Н., Л ю б и н с к и й В. Е. Управление
космическими полетами: В 2 кн. / Под ред. Л.Н. Лысенко. – М.: Изд-во МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Ч. I, 2009. Ч. 2, 2010.
2. Л ы с е н к о Л. Н., Б е т а н о в В. В., И в а н о в Н. М., С о л о в ь е в В. А.
Математическое моделирование реализации технологического цикла
баллистико-навигационного обеспечения при управлении космическим
полетом // Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики. – 2000. –
№ 1. – С. 37–44.
3. И в а н о в Н. М., Л ы с е н к о Л. Н. Назначение и состав баллистико-
навигационного обеспечения в структуре технологии управления космическим
полетом // Изв. РАН. Теория и системы управления. – 2004. – № 2. – С. 156–169.
4. З а б о к р и ц к и й А. В., П а с ы н к о в В. В., П о н о м а р е в С. Л.,
С у е в а л о в В. В. Технологии навигационно-баллистического обеспечения
полетов космических средств // В кн. Баллистика вчера, сегодня, завтра (Сб.
докл. НТС). – СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского. 2006. – С. 82–97.
5. М а к а р е н к о Д. М., П о т ю п к и н А. Ю. Системный анализ космических
аппаратов: Учеб. пособие. – М.: МО РФ, 2007.
6. С о в р е м е н н ы е технологии навигации геостационарных спутников /
Ю.М. Урличич, С.А. Ежов, А.И. Жодзишский и др. – М.: Физматлит, 2006.
7. И в а н о в Н. М., Л ы с е н к о Л. Н., Мартынов А.И. Методы теории систем в
задачах управления космическим аппаратом. – М.: Машиностроение, 1987.
8. Б а б и ш и н В. Д. Методические основы синтеза технологий автоматизирован-
ного управления космическими аппаратами в условиях ограниченных ресурсов.
– М.: МГУЛ, 2002.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1 29