по созданию вычислительных сетей способствовало переходу на новые ин-
формационные технологии.
При этом следует признать, что наибольшие успехи в области создания
и оценки возможностей применения новых технологий обработки информа-
ции были достигнуты применительно к автоматическим КА прежде всего
военного назначения. Для объектов такого типа постепенно начал формиро-
ваться принципиально новый подход к управлению полетом как реализации
совокупности технологических циклов управления [2, 3], под которыми по-
нимались информационно и логически связанные, упорядоченные во време-
ни совокупности операций управления с указанием их продолжительности,
определенные на интервале планирования в привязке к единой шкале време-
ни, начинающиеся сеансной операцией управления (СОУ) и контроля, завер-
шающиеся операцией выдачи на борт информации на следующий интервал
планирования.
Такой подход позволял на основе априорных сведений в процессе упра-
вления полетом и анализа исходных данных по объекту управления, а так-
же предъявляемых к нему требований связать в единое целое содержание
конкретных функциональных задач и характеризующих их информацион-
ных связей, т.е. осуществить формализацию процесса управления в форме
блочно-иерархической структуры.
Наличие на борту пилотируемых КА экипажа делало решение этой опре-
деляющей для автоматических аппаратов проблемы менее актуальным.
Последующее усложнение целевых задач, решаемых пилотируемыми КА,
потребовало, особенно в условиях ограниченности выделяемых ресурсов в
1990-х годах, смещения центра тяжести разработок по оптимизации процес-
сов и средств управления КА в область совершенствования технологий и
программно-математического обеспечения бортового и наземного контуров
управления, хотя и осуществляемого в рамках единой автоматизированной
системы управления (АСУ) КП. Следует подчеркнуть, что эта работа осу-
ществлялась фактически в рамках сложившейся структуры, поскольку за-
дачи минимизации затрат и сроков на ее модернизацию требовали учета и
максимального использования существующих методов и средств управления
полетом.
В этих условиях оптимизация распределения функций между указанными
контурами в рамках единой АСУ, а тем более обоснование ее рациональной
структуры, носили скорее эвристический характер, основанный на здравом
смысле и накопленном практическом опыте.
Оценка потенциальной точности информационного обеспечения по-
лета на основе использования существующих средств НАКУ.
Основное
противоречие настоящего этапа развития космонавтики заключается в необ-
ходимости, с одной стороны, повышения качественного и количественного
уровня решаемых ею задач, с другой — сокращения общего числа запус-
ков КА, свертывания ряда планировавшихся ранее космических программ, а
также ликвидации переживаемых до сих пор последствий развала аэрокос-
мической отрасли РФ в 1990-е годы.
Повышение надежности и достоверности решения целевых задач не-
возможно без совершенствования технологий управления КП. Это в свою
очередь определяет принципиально новые требования к качеству БНО и
программно-алгоритмическому обеспечению решения баллистических задач
на всех этапах полета.
Для обоснования новых технологий управления необходимо иметь четкие
представления о предельных и ныне достигнутых возможностях измеритель-
ных средств, а также понимать, какую цену приходится платить за тот или
иной уровень их совершенства.
18 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1